Об этом сообщил председатель Главного контрольно-ревизионного управления Петр Андреев. Господин Андреев уверяет, что рабочая группа создана на основании заявлений «ряда народных депутатов», недовольных финансово-хозяйственной деятельностью банка и считающих, чтоего менеджмент допускает злоупотребления.
Вместе с тем, по сведениям «i», требование проверить Ощадбанк исходит от народного депутата от Партии регионов Николая Круглова, экс-налоговика, приближенного к первому вице-премьеру Николаю Азарову. В депутатском запросе господин Круглов обвиняет правление Ощадбанка в недостаточной работе с проблемными активами: «На начало 2006 года доля проблемных кредитов составляла 22,49%, а на 1 июля — 13,57%. Однако такие изменения связаны больше с ростом кредитного портфеля, а не с активизацией работы правления с проблемными долгами». Правда, если учесть, что активы Ощадбанка, по данным Ассоциации украинских банков, с 1 января по 1 июля минувшего года увеличились всего лишь на 0,35% при одновременном сокращении доли проблемных кредитов более чем в 1,5 раза, депутатский запрос выглядит не вполне мотивированно. А если учесть еще и тот факт, что просьба о ревизии Ощадбанка адресована не ГлавКРУ, а лично господину Азарову и завизирована им «с предложениями согласен», можно предположить, что проверка деятельности Ощадбанка — всего лишь очередной этап борьбы между Кабмином и президентом за влияние на госбанки.
Причем курирует борьбу лично Николай Янович. Таким образом, под удар попали глава набсовета Ощадбанка Олег Рыбачук и председатель правления Александр Морозов, которых Кабмин сможет уволить, если найдет подтверждение злоупотреблениям. Примечательно, что банкиры не видят повода для репрессий по отношению к Ощадбанку. «Каких-либо действий, порочащих репутацию банка, мы не замечали»,— говорит глава набсовета Правэкс-Банка Степан Черновецкий.
Однако, как объяснил «i» источник в Кабмине, пожелавший не называть себя, формальной причиной для обнаружения «злоупотреблений» может стать превышение руководством Ощадбанка кредитного потолка, который был установлен в совместном меморандуме НБУ, Кабмина и Всемирного банка (действовал до 31.12.06. — Авт.). Менеджмент Ощадбанка и Олег Рыбачук написали собственную стратегию развития госбанка, которая противоречит некоторым принципам этого меморандума из-за того, что они носят декларативный характер. «Возможно, с помощью проверки хотят убрать сторонников президента из менеджмента госбанка. Хотя нельзя исключать, что реальная причина депутатского запроса кроется в том, что руководство госбанков кредитует компании одних ФПГ, но не кредитует другие ФПГ»,— предположил чиновник. Кроме того, собеседник «i» вспомнил, что Николай Азаров не так давно высказывал недовольство качеством работы Ощадбанка с проблемной задолженностью.
Глава наблюдательного совета Ощадбанка Олег Рыбачук подтвердил догадку «i», что проверка деятельности Ощадбанка является отголоском борьбы за госбанки между президентом и Кабмином.
Экс-госсекретарь отметил, что депутатский запрос был датирован декабрем минувшего года, т.е. до подписания закона, касающегося порядка формирования набсоветов госбанков по принципу трех пятерок (по пять представителей от президента, Кабмина и Рады. — Авт.). «Это инерционные действия. Ведь президент уже подписал этот закон. Более того, я сам рекомендовал Виктору Андреевичу его подписать»,— подчеркнул господин Рыбачук. Он заявил, что не боится никаких проверок и не ожидает кадровых изменений в менеджменте госбанка по их результатам. «Во-первых, вчера мы получили письмо Всемирного банка, согласно которому Ощадбанк окончательно снят с мониторинга, объявленного в 2003 году. Во-вторых, в сентябре НБУ закончил комплексную проверку Ощадбанка и не нашел грубых нарушений. К тому же, по результатам этой проверки рейтинг банка (по системе CAMELS. — Авт.) был повышен на несколько пунктов. Кроме того, я хотел бы в этом контексте подчеркнуть, что прибыль банка за 2006 год превысила его прибыль за предыдущие десять лет»,— сказал господин Рыбачук.
В свою очередь позволим себе заметить, что результаты любой проверки целиком и полностью зависят от пристрастности проверяющих. Ведь законодательно кредитная деятельность госбанков (не путать с нормативами и процедурами. — Авт.) не регулируется. Поэтому любые действия менеджмента при проверке можно трактовать и как соответствующие здравому смыслу и как экономически нецелесообразные.
«Экономические известия», 31 января 2007 г.