Персоналии

18 Января 2018
Омелян: Мне постоянно угрожают, но я должен идти на риск
Министр инфраструктуры - в программе "Досье" Сергея Руденко

Этот министр отличается от других. В нем нет напыщенности и высокомерия. Он может просто сесть в метро и приехать на заседание Кабинета Министров, или же путешествовать в обычном плацкартном вагоне в "Укрзализныц". В то же время он руководит очень важным и непростым направлением - инфраструктурой Украины: дорогами, авиасообщением, связью, портами.

Для знакомства - 10 фактов из жизни Владимира Омеляна.

1. 38 лет. Родился и вырос во Львове.

2. Окончил Львовский национальный университет имени Франко по специальности «Финансы и международные отношения». Полное высшее образование получил во Львовском национальном университете «Львовская политехника» по специальности «Экономика и предпринимательство».

3. С 2000 года начал работать в системе МИД. За его плечами - работа в Министерстве иностранных дел, Министерстве окружающей среды и Министерстве финансов.

4. Два года работал в представительстве Украины в Вене.

5. После Революции Достоинства был назначен руководителем Секретариата Кабинета Министров, позже стал заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.

6. В апреле 2016 года в правительстве Владимира Гройсмана возглавил Министерство инфраструктуры.

7. 25 января 2017 на заседании Кабинета Министров глава правительства и министр инфраструктуры публично перессорились из-за тогдашнего председателя "Укрзализныци" Вольцеха Бальчуна. Как говорит сам Омелян, держаться в кресле ему помогает поддержка "Народного фронта", по квоте которого он занял министерское кресло, и лично Арсения Яценюка.

8. В октябре 2017 стало известно, что детективы НАБУ проводят досудебное расследование в уголовном производстве от 26 мая этого года по факту декларирования недостоверной информации и незаконного обогащения министром инфраструктуры Украины.

9. Жена - Светлана Бевза, дизайнер. Супруги воспитывают сына.

10. Оперный певец, Герой Украины Василий Слипак, который погиб на восточном фронте, - двоюродный брат Владимира Омеляна.

Итак, Владимир, все ли верно в этой "десятке"?

Фактически так. Есть мелкие неточности, возможно. То, что я работал в Вене 4 года, а не 2. И закончил во Львове "Международные отношения", специализация "Международное право", но это не портит общей картины.

"В 2015 году мне предлагали взятку в размере $ 1 млн"


Давайте начнем наш разговор с блиц-опроса. У Вас ответа будет 40 секунд, у нас есть секундомер, он будет как раз четко фиксировать, сколько Вы будете отвечать на этот вопрос.

Вам когда-то было стыдно за свои политические поступки? Если да, то за какие?

Однажды, когда я фактически пошел под суд отстаивать человека, с которым я лично не знаком. Но я считаю, что на тот момент - это было правильное политическое решение, потому что это было решение команды, и команда должна публично засвидетельствовать, что она такой командой является в жизни. Другие решения - мне было стыдно, что мне не давали сказать то, что я хотел. Потому на этом посту, к сожалению, приходится и удается реализовать 5-10 процентов от того, что запланировано.

Сколько стоил Владимир Омелян в 2014 году?

Это трудно измерить в цене. Слава Богу, мы отошли от рабовладельческого строя.

Будем мерить влиянием.

Пожалуй, немного. Я был на Майдане, я не выступал со сцены, но я знал, что капля формирует океан. С этой логикой я тогда пришел в Кабмин по приглашению господина Семерака.

Сколько стоит Владимир Омелян в 2017 году?

Сказать трудно. Но я думаю, что я смог донести свою позицию людям, что я хочу, ради чего я борюсь. И даже публичные конфликты – приятна поддержка украинских и западных представителей. Это важно, это окрыляет, потому что ты понимаешь, что да, трудно, ты идешь на сопротивление, но ты идешь правильным путем.

Вам когда-то предлагали взятки? Если да, то сколько всего и за что?

Неоднократно. Начиная с 2015 года, скажем так, массово, пожалуй самая большая, которая предлагалась в ненавязчивой форме, но было четко, что это предлагается, это был миллион долларов.

Вам когда-нибудь угрожали олигархи?

Да.

А за что?

Каждый раз, когда ты хочешь сломать монополию, когда ты хочешь создать рынок, когда все конкурируют на равных основаниях, и нет административного воздействия или государственного ресурса, ты получаешь сопротивление людей, которые привыкли грабить страну и налогоплательщиков. Безусловно, когда я выступаю с публичной позицией, что так больше быть не может, мы должны быть честными, во-первых сами с собой, а потом с людьми, это вызывает непонимание.

Вы верите, что когда-то Украина избавится от олигархов?

Я верю, но, по моему глубокому убеждению, ситуацию можно изменить, только сломав о колено. Здесь уже нет возможности для компромиссов, нет возможности для договоренностей, которыми так любят пользоваться наши политики. Мы должны перейти из формата голодных игр в формат карточного дома. Когда нация развивается, когда экономика стабильна, все работают по одинаковым правилам, и только политики формируют свою политическую поддержку за счет тех или иных игр, которые не все видят.

А с кем лично из украинских олигархов Вы знакомы?

Вы знаете, я не имел такой чести быть близко знакомым с украинскими олигархами. Я видел нескольких из них в различных компаниях. Но это было на уровне: "Добрый день. Меня зовут Владимир Омелян". С другой стороны там было коротко, просто Игорь или кто-то другой.

Или Ринат.

Рината не видел ни разу.

Можно ли быть в Украине министром без политической крыши?

Очень трудно без политической поддержки. И я благодарен на самом деле, что политическая поддержка есть, когда мы обсуждаем законы, которые должны изменить инфраструктурную отрасль. Я благодарен, что политическая поддержка есть, когда действительно сложно, и здесь выступает "Народный фронт" действительно одним фронтом. Но без крыши очень легко. Когда ты выступаешь за реформу, а не за прикрытие очередных каких-то схем.

Вы мечтаете стать президентом Украины?

Вы знаете, у меня нет каких-то политических амбиций, ярко выраженных. Я просто хочу быть человеком, который меняет страну. И, поверьте, для этого иногда можно быть и советником премьера, президента или секретаря СНБОУ. Но если у тебя есть реальные рычаги по имплементации реформ.

Кем Вы себя видите через 10 лет?

С такой работой, я думаю, что в то время я буду или в доме престарелых, или не знаю, чем буду заниматься. Но я надеюсь, что то, что мы пропагандируем сегодня, будет успешным. И через 10 лет будет страна другой. Как меня успокаивают мои эксперты, с которыми я имею честь работать в различных отраслях, тот же "Укравтодор", Администрация морских портов, они все говорят: "Володя. Успокойся. Через 5 лет все это исчезнет само собой. Коррупция, договоренности, взятки. Абсолютное невежество, мы тоже через это прошли". Я им верю. Но стараюсь, чтобы это было гораздо быстрее.

Спасибо, господин Владимир, за блиц-опрос. Начнем нашу основную часть программы.

"Свою карьеру в МИД я начал с самой низкой технической должности"


Вы довольно рано попали в Киев. Имеется в виду, что сразу после выпуска во Львове Вы попали в систему МИД. Расскажите, как во времена Леонида Кучмы студенту Владимиру Омеляну удалось попасть в Министерство иностранных дел Украины?

Эта история напоминает Д'Артаньяна, который приехал в Париж с родительской шпагой и небольшим узелком продуктов. Так и в моем случае. У меня не было протекции. Свою карьеру в МИД я начал с самой низкой технической должности, даже не на дипломатической, хотя закончил профильный вуз. Но мне повезло с хорошими руководителями, мне повезло с профессиональной командой МИД. И это стимулировало мое внутреннее развитие. А дальше все пошло. Очень показательно для меня было, потому что эта ступень в МИД была дубликована в других министерствах. Если ты работаешь качественно, если ты не вступаешь в какие-то трения или интриги, а даешь тот результат, который от тебя ожидают, люди тебя замечают, люди хотят с тобой работать.

Это было при министре Борисе Тарасюку?

Я как раз попал в министерство в тот день, когда Борис Иванович ушел со своего поста. Мы с ним просто поздоровались в коридоре. Он не знал, кто я, я знал, кто он. Далее я работал с другими министрами: с и Анатолием Зленко, и с Арсением Яценюком. Каждый из них был другим, но у каждого из них я учился.

Вы работали в МИД на довольно важном направлении сейчас для Украины - это направление России. Когда Вы работали в МИД, просчитывали ли Вы возможные варианты возможной агрессии России в отношении Украины и как вообще у вас складывались отношения с Вашими российскими коллегами?

Первое мое вхождение в МИД Украины было собственно отдел НАТО и евроатлантического сотрудничества, где мне было очень легко как галичанину. Второе назначение после возвращения из Вены и работы в Министерстве экономики было труднее, потому что это действительно был сначала отдел Российской Федерации. Но я считаю, что я достойно занимался диверсиями, потому что россияне всячески пушили идею Керченского моста, его безотлагательного строительства. Этот проект не прошел, где-то на 0, 2 процента есть и моя скромная заслуга. Было оказано давление и, хуже всего, мы уже этого не помним, но это был факт, все назначения происходили через Москву. Что-либо серьезное: бизнес или политическое направление - должно был пройти согласование Кремля. Этого больше нет, и слава Богу.

Вы были в Вене, 4 года проработали. Это как раз было в тот период, когда представительством Украины в международных организациях руководил Владимир Огрызко. Да?

Огрызко, затем его сменил Ельченко.

В чем заключалась Ваша работа в Вене?

В Вене у меня были международные организации. Это организация ООН по промышленному развитию, Карпатская конвенция, по космосу, а также ряд других более мелких структур. Работа была интересная, потому что я занимался всем, чем хотел. Была масса делегаций, их надо было всех подготовить, достойно провести как переговоры, так и заседание генеральных ассамблей, других рабочих органов, это большой опыт.


"Все мои успехи - это успехи "Народного фронта", а все неудачи - мои личные"


Впрочем
, Ваша политическая карьера началась после Революции Достоинства. Вы были руководителем Секретариата Кабинета Министров, затем были заместителем министра инфраструктуры, стали министром инфраструктуры. Вы за свою политическую карьеру кому благодарны?

Я всегда спрашивал в Пивоварского, почему он меня выбрал заместителем? И я получил ответ, что не было другой кандидатуры, которая бы лучше знала бюрократическую кухню и они собственно были тогда в поиске такого человека. Действительно, Андрей дал мне возможность себя реализовать в должности заместителя, поддерживал мое назначение министром инфраструктуры, за что я ему искренне благодарен. Безусловно, я это помню. Я очень надеюсь, что те реформы, которые были начаты при Пивоварском, я достойно продолжаю и добьюсь так же успеха.

Министром инфраструктуры Вы стали по квоте "Народного фронта". Соответствует ли действительности информация о том, что и в Кабинет Министров в 2014 году Вас приглашал Арсений Яценюк? Хотя Вы упомянули Остапа Семерака.

На самом деле это было приглашение все-таки Остапа. Но с Арсением Петровичем мы были знакомы и до этого я имел честь работать под его эгидой в МИД. У нас был контакт, но все-таки первоочередной выбор был Семерака. По моей нынешней каденции как министра инфраструктуры, безусловно, и с этого мы начинали наш разговор, что все мои успехи - это успехи «Народного фронта, а все неудачи - мои личные.

"Бальчун мог неделями не появляться на работе, выстроив себе политическую крышу"


Мы уже упомянули в этой топ-10 о том, что у Вас в статусе уже министра инфраструктуры произошел конфликт с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом. Собственно, это не конфликт, скорее, это была словесная перепалка, которая была связана с тогдашним руководителем «Укрзализныци», поляком Бальчуном, давайте посмотрим фрагмент этой перепалки.

Видео: Владимир Омелян говорит о коррупции в "Укрзализныце", обращаясь к ее уже экс-главе Войцеху Бальчуну - Владимир Гройсман вмешивается (25 января 2017.).

Это то, что мы увидели публично. А что происходило за кулисами заседания правительства? К Вам подошел Владимир Гройсман и сказал: "Владимир, если Вы не хотите работать в моей команде, подавайте заявление об отставке"? Какой разговор был?

Я считаю, что у меня есть ответственность за отрасль, которую мне доверил и премьер-министр, безусловно, но в первую очередь - "Народный фронт" и проголосовал парламент. У меня есть ответственность за людей, которые работают. А это не только рабочие непосредственно, это и их семьи. Поэтому здесь не может быть компромисса между правдой и ложью. Дискуссия может быть по качеству, по скорости, по содержательному наполнению, этапности реформ. Это единственная дискуссия, которую я допускаю для себя возможной в любых переговорах. Результат реформ в "Укрзализныце" в прошлом году и в первой половине этого года мы видим. Бальчун написал заявление, очередной коллапс после первых дней его отсутствия - нету дизеля, локомотивов, заявки компаний выполняют лишь на 25-30 процентов, улучшения не произошло. Я искренне желаю успеха нынешнему временному руководителю "Укрзализныци", он действительно старается что-то сделать по корпоративному управлению, по работе с международными гигантами, теми, которых Министерством инфраструктуры убеждало зайти в Украину, в частности General Electric. Но я не уверен, насколько удастся это сделать. Ибо мы не видим качественно нового подхода к работе компании. Политики должны выйти из «Укрзализныци», должна быть сформирована качественная команда, которая публично, шаг за шагом, будет доказывать свой профессионализм.

Сейчас, когда Вы говорите о политиках, которые должны выйти из "Укрзализныци", очевидно, Вы имеете в виду не только политиков, должности, но и политиков, которые имеют бизнес на "Укрзализныце".

Безусловно.

А почему, по Вашему мнению, все-таки поляку Бальчуну не удалось реформировать "Укрзализныцю"?

Он не хотел этим заниматься, в этом главная проблема. У него был вопрос финансового обеспечения и спокойных условий работы. "Укрзализныця", Министерство инфраструктуры не допускает возможности прихода на работу на 9-10 утра, покидание офиса в 15-16-й и не быть на работе неделями. Он себе это мог позволить, выстроив политическую крышу. За что, я считаю, поплатился, потому что его отставка была вынужденным, а не добровольным шагом.

В марте 2017 года в интервью интернет-изданию "Главком" Вы заявили, что если бы не поддержка "Народного фронта" и лично Арсения Яценюка, Вас бы давно уже смешали с бетоном. Цитирую: "Думаю, что, если бы у меня не было этой поддержки, меня бы уже где-то с бетоном мешали бы в каком-то отдаленном районе Киева". "Главком", 9 марта 2017 года.

Когда Вы говорите о бетоне, то это образно, или кто-то все-таки из олигархов, с которыми Вы общались даже издалека, обещали Вас закатать в бетон?

Я думаю, что все-таки это можно в переносном значении сказать, что речь шла о экспериментальных переносных бетонных дорогах, которые мы сейчас пропагандируем и надеемся наконец-то со следующего года начать строить в Украине. Человеческий материал прочный, даже с бетоном может конкурировать. Если говорить откровенно, то угрозы есть постоянные. Я не хочу бравировать этим, но это сознательный риск. Люди идут на сознательный риск, уходя на фронт, люди идут на сознательный риск, работая в ужасных условиях. На той же железной дороги, посмотрите, как ездят машинисты в локомотивах. Поэтому я считаю, что будет безответственно, если я для себя сделаю комфортное окружение, буду считать, что, давая хорошие презентации, я осуществляю реформу. Да, я должен идти на риск.

В конфликте с Бальчуном победу одержали Вы. "Укрзализныця" как была, так и есть подчинена напрямую Кабинету Министров. Решение не отменено, правильно?

У нас есть четкое решение суда, причем первой и апелляционной инстанции, что Кабмин не имел права этого делать, и решение Кабмина должно быть отменено. Я благодарен суду за то, что он в этой ситуации стал на мою сторону. Я все-таки считаю, что это было бы поспешным ходом. В итоге, когда сформирован наблюдательный совет, когда компания полностью перешла на корпоративное управление и действительно является прозрачной и эффективной, уже не важно, какое министерство занимается наблюдательной функцией. Или это Министерство инфраструктуры, или Министерство информационной политики. Но на этом этапе, когда "Укрзализныця" фактически балансирует между гибелью и хронической болезнью, я думаю, что такие вещи как минимум необдуманные.

По Вашим оценкам, сколько времени должно пройти, чтобы "Укрзализныця" была современной европейской компанией, где потребители-пассажиры получали бы те необходимые все услуги, за которые они платят, а те, кто занимается грузоперевозками, не выкупали бы вагоны у одного олигарха или другого для того, чтобы перевезти товар с востока на запад?

Эта реформа, которую мы сейчас всячески, с болью продвигаем, должна была состояться еще 10 лет назад. Ее искусственно, я убежден, останавливают, не дают проголосовать в парламенте и имплементировать в жизнь. Потому что эта реформа предусматривает абсолютно нормальную кампанию качественного западного образца. Это не выгодно никому. Тем людям, которые традиционно живут и за счет ресурса Украины, и за счет "Укрзализныци". Этим людям, которые традиционно рассказывают, что мы там от того-то, и собирают коррупционный налог с любых видов товаров, или услуг, или сервисов, которые предоставляет "Укрзализныця". С реформами мы очень опоздали. Но я все равно убежден, что упорная работа в течение 3 лет может дать системный результат. Качественное улучшение в пассажирском сервисе и в грузовых перевозках возможно обеспечить в течение года, если бы этого хотелось. То, что происходит в "Укрзализныце" сейчас, не происходило никогда, в таком плохом состоянии.

А у кого находится эта волшебная палочка, от которой "Укрзализныця» превратится из тыквы в красивую карету?

В тех нескольких людей, от которых зависит не только судьба "Укрзализныци", но и, скажем, "Нафтогаза" или "Укрнафты", многих других огромных государственных монополий, которые де-юре мега-убыточные, а де-факто приносят многомиллионное или многосот миллионное состояние определенному кругу лиц в течение года. Я убежден, что премьер-министр, который взяв на себя ответственность за "Укрзализныцю", достигнет желаемого результата.

То есть, условно говоря, в Украине есть 10 людей, от которых зависит судьба будущего "Укрзализныци".

В Украине 10 человек, от которых зависит будущее Украины.

(Продолжение следует)

!-- discarded //-->