Источник «i» в одной из инвестиционных компаний, клиентом которой является Виктор Пинчук, рассказал, что после завершения сделки по продаже Укрсоцбанка итальянскому банку Intesa олигарх намерен вложить вырученные деньги в недвижимость (завершение сделки планируется в первом квартале текущего года.— Авт.). «Наибольшие инвестиции планируются в строительство гостиничных комплексов в центральных городах Украины и курортных зонах. В Украине дефицит высококлассных гостиниц, и этот проект обещает нашему клиенту хорошую прибыль»,— подчеркнул собеседник «i».
Действительно, мировая практика инвестирования денег в строительство показала, что одним из самых рентабельных объектов является гостиничный бизнес. Инвестирование в строительство жилья, по мировым меркам, считается наименее привлекательным и низкорентабельным бизнесом. Основная причина более высокой рентабельности гостиниц заключается в многократном получении дохода от недвижимости за относительно короткие промежутки времени. Например, вложения в строительство гостиницы в Турции окупаются за 1-2 года в зависимости от класса. Средняя рентабельность гостиницы с учетом уплаты всех налогов и сборов в Турции составляет около 22-26%. В условиях Украины, за счет монополизации гостиничных услуг в отдельных регионах, рентабельность не опускается ниже 50%. Но это по приблизительным оценкам, с учетом стоимости проживания. В реальности рентабельность может очень сильно зависеть от дополнительных затрат местного характера. «В нашей стране ситуация во многом отличается от типовых мировых тенденций, поэтому сегодня инвестирование в строительство гостиниц может рассматриваться как малопривлекательный бизнес»,— отмечает независимый эксперт Александр Охрименко. Гостиничный бизнес имеет ряд существенных сложностей, которые не характерны для жилищной или офисной недвижимости. С теоретической точки зрения, перспективными для строительства гостиниц являются все регионы Украины. «Проблема возникает в другой плоскости. Гостиничный бизнес очень сильно зависит от местной власти. Доход гостиниц базируется на постояльцах, а их количество напрямую зависит от привлекательности местности и развитости инфраструктуры. Отсутствие нормальных дорог, канализации, водоснабжения делает гостиничный бизнес убыточным. Большой проблемой для гостиничного бизнеса остаются запретительные меры местных властей относительно развития сферы развлечений и рекреации»,— разводит руками господин Охрименко.
«Экономические известия», 17 января 2007 г.