Інтерв'ю

12 Січня 2007
Радченко: «Страна находится в довольно тяжелом состоянии»
Владимир Радченко вернулся во власть. Но не в качестве председателя Службы безопасности, как предполагали некоторые эксперты, а в качестве вице-премьера, в обязанности которого входит координация действий силовых ведомств и борьба с преступностью.

Генерал армии, в свое время несколько раз стоявший у руля СБУ, а один раз — МВД и Таможенного комитета, человек, трудившийся секретарем СНБОУ, а в последнее время дававший советы Турчинову, Дрижчаному и Януковичу, получил пост без портфеля, но с кредитом коалиционного и премьерского доверия.

Ожидать от Владимира Ивановича резко окрашенных политических шагов вряд ли стоит. Даже во времена Леонида Кучмы он старался максимально уходить от «цветоделения». А вот полку антизападников в украинской власти, похоже, прибыло. Ибо жизненная школа, которую прошел Владимир Радченко, сформировала взгляды, скорее схожие с азаровскими. Но та же школа позволяет Радченко, как профессионалу, видеть лучше многих, уполномоченных это делать, представителей власти системные и реальные угрозы, с которыми сталкивается страна. Другой вопрос, что далеко не со всеми можно будет эффективно бороться, используя лишь его вице-премьерские полномочия. Удастся ли генералу армии сконцентрировать внимание первых лиц государства на необходимости решения этих задач — большой вопрос. По крайней мере, на сегодняшний день этим не может похвастаться ни один украинский политик, привлеченный в команды президента либо премьера по признаку профессионализма, а не личной преданности…

Благословивший оскорбительные для общества и закона кадровые назначения в МВД (один Попков, чуть не проливший кровь Майдана, чего стоит), Виктор Янукович явно был задет назначениями, проводимыми секретариатом президента в СБУ. Можно предположить, что назначение Владимира Радченко — это ответ на президентскую активность в Службе и планы секретариата в отношении руководства Генпрокуратуры. Выводы о возможных последствиях назначения Владимира Ивановича на пост силового вице-премьера пока делать рано. А вот поинтересоваться взглядами нового члена Кабмина по некоторым вопросам — в самый раз. Что нам и удалось сделать.

— Владимир Иванович, как вы оцениваете происходящие в последнее время массовые кадровые изменения в Службе безопасности Украины и в Министерстве внутренних дел?

— Вы спрашиваете меня о процессе реформирования, который сейчас происходит?

— Не совсем. Мы видим, как на ответственные посты в Министерстве внутренних дел возвращаются абсолютно одиозные кадры. Кроме того, мы видим, что люди, далеко не самые компетентные в вопросах государственной безопасности, проводят «кадровые чистки» в СБУ, формируя без согласования с будущим председателем команду замов и областных руководителей. Оба процесса имеют разные качества, но неизменно негативное влияние на работу как МВД, так и СБУ.

— В принципе вы сами дали ответ. От себя могу добавить, что я, как и большинство сотрудников, не очень хорошо отношусь к этому процессу.

— Вы говорите о сотрудниках обоих ведомств?

— Конечно.

— У вас будет возможность влиять на эти процессы?

— Сейчас я не могу однозначно об этом сказать, поскольку необходимо завершить процесс выписывания функций и обязанностей вице-премьера. Лишь по завершении этого процесса я могу сказать, что возможно, а что — нет.

— Согласны ли вы с тем, что сегодня одной политической командой закладываются кадровые условия для политизации работы МВД, а другой — для политизации СБУ?

— Рядовой состав СБУ и МВД не заполитизирован по одной простой причине — никто из сотрудников не имеет права быть членом политических партий. Что касается руководства ведомств, то оно в своей деятельности обязано четко руководствоваться Конституцией и законом. Этих норм в своей работе намерен придерживаться и я, о чем открыто заявил, выступая в парламенте.

— Правда ли, что на определенном этапе между президентом и премьером были достигнуты договоренности, согласно которым вы должны были возглавить СБУ в обмен на то, что Борис Тарасюк сохранит за собой пост главы МИДа?

— Нет, это неправда.

— Обсуждался ли вариант внесения вашей кандидатуры президентом на пост председателя главы СБУ?

— Не обсуждался. Я не имел намерения возвращаться в СБУ, о чем сказал раз и навсегда. Причина одна — пятый раз в одну и ту же речку не входят. Мое присутствие в СБУ возможно лишь в качестве советника председателя, коим я и являлся до вчерашнего дня.

— Одно из информагентств в своем сообщении о вашем выступлении в Раде подчеркнуло, что вы «будете ставить политические задачи перед силовиками и создавать условия для их выполнения». Это как?

— Я такого не говорил. Я сказал о том, что руководителями ведомств скорее должны быть не профессионалы, а политики, которые, понимая политику государства, смогут исходя из нее ставить задачи своим сотрудникам. И эти задачи должны находиться в сфере тех компетенций, за которые руководитель несет ответственность.

— Когда вы возглавляли Службу безопасности, то во многих ситуациях, с внутриполитической точки зрения, вам удавалось сохранять отстраненную позицию. А ваш кабинет порой становился нейтральной полосой…

— Я действительно надеюсь на установление взаимопонимания не только между различными ветвями власти — президентом, правительством и парламентом, но и между политическими партиями. Это необходимо, поскольку страна действительно находится в довольно тяжелом состоянии. Вы не обратили внимание на статейку, которая вышла на ОРД на польском языке? Может это мнение, может, провокация — ребята разбираются. Но предложение, которое содержится в статье о размежевании Востока и Запада Украины с призывом впоследствии ходить друг к другу в гости — явление нехорошее, даже весьма опасное, которое попахивает вызовом национальной безопасности.

— Но позвольте, Владимир Иванович, вы являетесь советником премьер-министра — человека, под руководством которого два года назад инициировалось создание Юго-Восточной украинской автономной республики. 

— Еще раз повторяю: я до вчерашнего дня был официальным советником главы СБУ. А советником премьер-министра я был на общественных началах. Поскольку и вопросы реформирования, и вопросы, касающиеся правоохранительной деятельности, затрагивали работу как Службы, так и МВД. Поэтому я чем мог — помогал.

— И все-таки многие будут воспринимать ваше назначение как усиление позиций Виктора Януковича в силовой сфере с целью политической эксплуатации силовых органов.

— До сегодняшнего дня я еще не видел, чтобы кто-то эксплуатировал силовые органы. Реформирование должно идти, и я заявляю об этом как член группы, разрабатывавшей эти реформы. Другое дело, что процесс реформирования не должен мешать работе, а также выполнению самой главной задачи, которая состоит в том, чтобы проанализировать все имеющиеся на сегодняшний день вызовы национальной безопасности (а их достаточно много в разных областях) и поставить, исходя из компетенции, обозначенной законодательством, конкретные задачи по наведению порядка в этих сферах.

— Что вы причисляете к основным вызовам?

— Ответ на этот вопрос требует обстоятельности. Но в качестве блица хочу обратить внимание на несколько вещей: легионеры неизвестной стороны открыто выступают на нашем телевидении, что ставит нам в укор один из важнейших партнеров, в связи с чем Украина рискует остаться без энергоносителей; на местах, в частности в Харькове, происходят массовые беспорядки, которых в подобном качестве страна не знала с 2001 года; Крым по-прежнему остается весьма сложной территорией и т.д. и т.п. Необходимо заниматься именно этими и аналогичными по уровню серьезности вопросами, задевающими интересы государства и общества, независимо от того, каких политических взглядов придерживается та или иная их часть.

«Зеркало недели», 13 января 2007 г.

Нові досьє

Арахамія Давид. ДОСЬЄ

Хто така Юлія Тимошенко?

Подоляк Михайло. ДОСЬЄ

Шуфрич Нестор. 10 фактів із життя

Ігнатенко Олександр

Argentem Creek Partners

Argentem Creek Partners

Руденко Евгений

Parimatch (Parimatch LLC)

Parimatch (ТОВ «Паріматч»)