Интервью

13 Февраля 2007
Мендусь: Я не «серый кардинал» СПУ
Секретарь политсовета СПУ Ярослав Мендусь рассказал «Делу», что сейчас создает медиахолдинг, с помощью которого будет поднимать рейтинг партии.

– Об Иосифе Винском говорили, что он «серый кардинал» СПУ, теперь то же говорят и о вас…
– Я не люблю мыслить штампами, а подобные характеристики как раз из разряда таковых. «Серый» — это тот, кто находится в тени. А я — человек, которого съезд партии наделил соответствующими полномочиями, который находится в сфере ответственности за выделенный ему участок работы.

– Вас называли среди кандидатов на пост министра внутренних дел…
– Знаете, когда я уже устал опровергать подобные инсинуации, то не сдержался и сказал: «Если бы хотел, то, наверное, стал бы». Никогда моя кандидатура на эту должность не просто не обсуждалась, а даже не ставилась в повестку дня. Слухи — это результат недостаточной информированности или сознательного нагнетания ситуации.

– То есть вы сознательно выбрали организационную работу в партии и будете продолжать работать в этом направлении?
– Совершенно сознательно взял на себя обязательства народного депутата Украины и секретаря политсовета партии. И я, и мои коллеги по фракции понимаем, что политика — это не только громкие заявления, но и четкая законодательная работа. Что касается моих партийных обязанностей, то в СПУ я отвечаю за деятельность, связанную с политтехнологиями, работой партийных массмедиа, и считаю, что здесь есть колоссальное пространство для самореализации и удовлетворения амбиций.

– Каковы ваши обязанности в партийных структурах? Каковы обязанности политсовета СПУ?
– После съезда партии была введена должность секретаря политсовета. Мои обязанности, как я уже сказал выше, — аналитика, политические и массмедийные технологии.

Политсовет — это высший орган партии между съездами. Он определяет тактическую схему, а также некоторые принципиальные подходы ее реализации. И политсовет, и съезд партии полностью поддержали правильность политической линии, которую мы заняли во время формирования парламентской коалиции. Это еще одно свидетельство того, что коллегиальный орган всегда способен выставить жесткую, принципиальную, но объективную оценку всему, что происходит. Поэтому инсинуации некоторых бывших членов СПУ вокруг того, что они пользуются огромной поддержкой однопартийцев, рассыпались. Ведь из пятисот делегатов съезда, только 3 человека заявили о своем несогласии с принятыми решениями.

– А решение о вхождении в «антикризисную» коалицию Александр Мороз с вами обсуждал? С кем вообще оно обсуждалось?
– Решение о том, что представитель Социалистической партии Украины должен возглавить Верховную Раду, было принято тремя решениями политсовета. И это правильно, поскольку гарантировалось участие СПУ в процессе формирования внутренней и внешней политики. А самое главное — возможность выполнить обязательства, взятые в ходе предвыборной кампании.

При этом замечу, что съезд СПУ на финише избирательной кампании четко обозначил одну принципиальную деталь — никаких существенных отличий между «Нашей Украиной», БЮТ и Партией регионов нет. Все эти силы — представители либерального спектра в политике. Мы же представляем социалистическое, социал-демократическое направления. Поэтому речь шла лишь о том, в какой конфигурации мы получаем такие рычаги влияния на политическую ситуацию в Украине, которые позволят СПУ показать, что партия работает не на себя, а на людей. В формате коалиции с Партией регионов и коммунистами этих возможностей оказалось больше.

– И все же, с кем советовался Мороз?
– Руководство партии действовало согласно решениям политсовета.

– Вы часто общаетесь со спикером?
– По мере необходимости. (Спикер позвонил Мендусю во время интервью. — «ДЕЛО»).

– А по вопросам партийной работы?
– Аналогично.

– СПУ часто ставят на вид злоупотребление ресурсами телерадиокомпании «Эра».
– С таким же успехом можно говорить, что мы используем возможности ICTV, «Интера», «1+1», УТ-1 — то есть всех СМИ, где появляются представители Соцпартии. На мой взгляд, после изменения ситуации в государстве для политических сил не существует проблемы присутствия в информационном пространстве. Да, есть определенные нюансы, например, эпоха «темников» сменилась эпохой прайсов. Думаю, это болезнь роста, которая со временем будет побеждена.

Что же касается сотрудничества социалистов с « Эрой», то ни для кого, во-первых, не является секретом тот факт, что Андрей Деркач — член СПУ. В своих СМИ он отражает позицию партии, к которой принадлежит. А во-вторых, взаимодействие социалистов с «Эрой» является достаточно корректным: на ТРК сбалансированное представительство всех политических сил, и это трудно оспорить даже самому придирчивому критику.

– А в структуре медиахолдинга вы видите СМИ-ресурсы, которые полностью пребывают в собственности партии?
– Именно. Это будут те медиаресурсы, которые находятся сегодня в распоряжении партии, или, возможно, те, которые мы будем при-влекать, если такая необходимость возникнет.

– Во всех ли областях выходят региональные издания СПУ?
– Партийная пресса есть практически в каждой области. Но в ходе работы по созданию медиахолдинга некоторые СМИ будут реорганизованы или временно приостановят свою деятельность.

– Результат СПУ на выборах-2006 был ниже ожидаемого. Отразилось ли это на руководстве партии?
– На съезде партии мы провели глубокий анализ состояния дел с учетом результатов избирательной кампании. Причем сделали это абсолютно открыто, не стесняясь признавать допущенные просчеты. До 1 января нынешнего года, согласно решению съезда, были проведены партийные собрания, посвященные анализу неудовлетворительных результатов на выборах в ВР, и отправлены в отставку первые секретари партийных организаций всех уровней, которые в результате бездеятельности не преодолели избирательный барьер на своих участках. Это решение хотя и жесткое, но оправданное. В итоге были переизбраны секретари АР Крым, Ивано-Франковской, Луганской областей: там, где результат партии на выборах был значительно ниже ожидаемого. Очень важно, что проведенный нами анализ указал основную причину «проколов» — это недостатки в организации работы во время кампании-2006, а не проблемы, связанные с избирательной стратегией. Более того, результаты, полученные на выборах в местные органы власти, где у нас сегодня более 21 тыс. представителей, показали, что технология социальных коммуникаций полностью подтвердила свою эффективность. И эту форму работы — социальные коммуникации — мы будем использовать и в дальнейшем.

– В чем заключалась эта технология?

– В умении слушать людей и помогать им в решении насущных проблем.

– Все же, чем конкретно партия привлекала и собирается привлечь избирателей?
– Явно не раздачей пайков и политической трескотней. Юридическая, социальная, финансовая помощь еще не является социальной коммуникацией. Я должен еще раз подчеркнуть: социальная коммуникация помогает людям самоорганизовываться, а при помощи нашего актива, используя существующее законодательство и гражданскую активность, получать желаемый результат. Например, в той же Донецкой области наши активисты организовали граждан в отношениях с ЖЭКами. Вы знаете, что ЖКХ — одна из наиболее коррумпированных сфер деятельности. Так вот, мы рассказали людям о путях отстаивания своих прав в условиях непрозрачного формирования тарифов. Когда граждане узнали, что, объединившись, они могут поставить на входе в подъезд счетчики тепла и этим в несколько раз снизить оплату за коммунальные услуги, то это был первый абсолютно реальный пример того, как люди могут сами защитить себя. Следующий шаг — проверка остаточных средств на счетах ЖЭКов. Оказалось, что каждый ЖЭК — это достаточно прибыльная организация, и остаток на его счету в конце года тратится по усмотрению руководства. ЖЭКи эти деньги тратили на покупку новой мебели в конторах, евроремонты, приобретение оргтехники. Но когда люди выяснили, что сами могут влиять на распределение средств ЖЭКа, то в полном соответствии с законом сформулировали требования, и «сладкие остатки» начали тратиться не на благоустройство, извините, чиновничьего седалища, а на ремонт подъездов, осушку затопленных подвалов, освещение улиц. Это только один пример, а есть и другие формы реализации социальных коммуникаций, которыми занимаются наши центры в Киеве.

– Какие именно?
– Благоустройство территорий, озеленение, сохранение детских площадок, борьба с уплотненной застройкой в Киеве. Такая работа очень активно велась на Виноградаре, например. А одесские социалисты открыли целую сеть социальных магазинов. Они убедили бизнесменов в том, что за счет небольшого снижения цен на товары и одновременного увеличения оборотов, те не потеряют в прибыли. Зато в городе появилась возможность решить сразу несколько проблем. Во-первых, помочь малообеспеченным людям, инвалидам купить продукты и вещи по более низкой, чем в других местах, цене. Во-вторых, поддержать отечественного производителя, чей товар более качественный, чем импортный ширпотреб. Теперь есть идея создать аналогичную цель недорогих аптек и студенческих столовых.

– Вы говорили об активистах. Сколько же сейчас насчитывает СПУ?
– На сегодняшний день численность партии — свыше 300 тыс. человек.

«Дело», 13 февраля 2007 г.

!-- discarded //-->