Блоги

27 Августа 2019
Сто дней Зеленского - абсолютная власть и неясный план действий
Сто дней своего президентства Владимир Зеленский встречает победителем. Парламент эпохи Петра Порошенко досрочно распущен. В новой Верховной раде большинство мест - у президентской партии "Слуга народа".

Через неделю появится и правительство Зе. Бывший худрук "Квартала 95" оказался в шаге от полной власти в стране. Но вопрос, что "слуги народа" собираются делать с этой самой властью, пока остается открытым. Первые три месяца Зеленского четкого ответа не дали.

Вся власть - в кармане

За первые сто дней Владимир Зеленский сделал то, о чем его предшественники могли лишь мечтать: ему удалось получить контроль и над исполнительной, и над законодательной властью. После досрочных парламентских выборов соратники Зе, похоже, не намерены делиться ни комитетами в Раде, ни министерскими должностями. Впереди - возможные досрочные выборы в регионах, на которых "Слуга народа" постарается закрепить свой успех. 

Сергей Руденко

С 29 августа - дня, когда начнет работать новая Верховная рада, - мы станем свидетелями тотального "позеленения" всех ветвей власти, включая судебную. Кредит доверия, полученный на выборах Владимиром Зеленским и "Слугой народа", означает лишь одно: де-факто и де-юре в Украине будет одна правящая партия. С этим, вероятно, трудно будет смириться всем без исключения политическим силам. Но партии президента, действительно, не требуются союзники. За исключением разве что голосований за изменения в конституцию, для которых необходимо набрать 300 голосов (у партии Зеленского - 254).

Власть, сконцентрированная в руках Зеленского, означает не только большие возможности для президента и его соратников. Это также означает большую ответственность неформального лидера "Слуги народа" перед избирателями. Поскольку впервые во всей истории независимой Украины у главы государства будет полная поддержка в парламенте и правительстве. Это - окно возможностей для проведения важных и необходимых стране реформ. Потеря этого шанса будет равносильна политическому самоубийству Владимира Зеленского. Аргументы: "не получилось", "не позволили", "саботировали" отныне работать не будут. Как говорится, "взялся за гуж, не говори, что не дюж".

Куда собирается вести Украину Зеленский?

25 лет назад, после победы на президентских выборах, Леонид Кучма заявил в Верховной раде: "Скажите мне, что надо построить в государстве, и я это сделаю". Нечто подобное сегодня мог бы произнести и Владимир Зеленский. Правда, с существенной разницей: отныне парламент в Украине - это тоже Зеленский. Спрашивать не у кого. Надо делать. Но парадокс ситуации состоит в том, что, получив всю власть в стране, президент так и не озвучил своей стратегии по реформированию государства. Власть - есть, а плана - нет.

Во время предвыборной кампании Владимир Зеленский избегал публичных дискуссий о дальнейшем пути развития страны. На выборах украинцы голосовали, скорее, против Порошенко, а не за предвыборную программу его опонента. В первые сто дней новый президент Украины и его окружение попытались озвучить некоторые пункты своего плана. В соответствии с ними, украинское государство ждет открытие рынка земли уже в 2020 году, большая приватизация, перезагрузка антикоррупционных органов, борьба со взяточниками и с теми, кто пытается оптимизировать уплату налогов через ФОПы. Будет ли у этих усилий точечный характер, или же они станут частью большой стратегии Зеленского, не знает никто. Похоже, этого не знает даже сам президент.

Кто-то резонно скажет, что ответ на все вопросы Зеленский теперь будет искать вместе со своим парламентским большинством и правительством. Вне всякого сомнения, так и должно быть. Но президенту следует понимать: на нем и только на нем лежит ответственность и за победы, и за поражения своей большой команды. Он - лидер, и именно от него ждут внятных ответов о будущем Украины.

Три фронта президента

На протяжении последних трех месяцев Зеленский разворачивает внутренний фронт против "бывших". Президент, подобно его коллеге из Беларуси, устраивает публичные "порки" и увольнения чиновников в регионах. Он уже анонсировал проведение второго этапа люстрации - для тех, кто пришел во власть в 2014 году. Его предшественник Петр Порошенко ходит на допросы - правда, пока что в статусе свидетеля - в Государственное бюро расследований. Ближайших соратников экс-президента вызывают в Национальное антикоррупционное бюро. Взят под стражу замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак - друг генпрокурора Юрия Луценко и соратник Порошенко. Но сядут ли все, как обещал Зеленский, пока не понятно.

Второй фронт нового президента - восточный. Попытки Зеленского договориться с Владимиром Путиным успехом не увенчались. Заключенное в июле перемирие не действует - в Донбассе по-прежнему гибнут люди. Будет ли Киев придерживаться минских соглашений? Готов ли Зеленский предоставить Донбассу особый статус? Что президент Украины обсуждает в телефонных беседах с президентом России? На какие уступки готов он пойти в переговорах с Кремлем? Ответов на эти вопросы мы также не знаем.

Но самый большой вызов и самый сложный для президента Зеленского "фронт" - это он сам. С его дружеским отношением к Игорю Коломойскому, претендующему на определенную роль в Украине. С его президентской канцелярией, которая вместе с ее руководителем пытается брать на себя больше, чем ей положено. С его друзьями, кумовьями, бизнес-партнерами, которые проникают во все сферы власти. С его актерским желанием нравиться людям, а не делать им "больно" непопулярными реформами.

От того, сможет ли Зеленский победить на всех трех фронтах, по большому счету, будет зависеть не только его политическое будущее, но и будущее государства в целом.

Deutsche Welle

!-- discarded //-->

Новые досье

Безугла Мар'яна. ДОСЬЄ

Лінько Дмитро. ДОСЬЄ

Кривонос Сергій. 10 фактів із життя генерала

Хто такий Медведчук?

Верещук Ірина. 10 фактів фактів із життя

Лапін Ігор. ДОСЬЄ

Хто кому кум, сват, брат в українській політиці. Версія 2025 року

Хто такий Ігор Коломойський?

Залужный Валерий. 10 фактов из жизни

Арахамія Давид. ДОСЬЄ