Блоги

28 Декабря 2017
Большой обмен пленными на Донбассе
27 декабря состоялся самый большой за время войны в Донбассе обмен пленными между украинской стороной и ОРДЛО в формате "237 на 74" человека. Впрочем, выход в точку "ноль" между воюющими сторонами вовсе не означает, что ситуация теперь кардинально изменится. Это всего лишь попытка Москвы продемонстрировать Западу, что она готова идти на уступки в вопросе прекращения войны в Донбассе. Но пока, к сожалению, не более того.

Путин и его "опричники"

Все, конечно же, понимают, что решение по пленным принимали не лидеры так называемых "ЛНР" и "ДНР", не патриарх РПЦ Кирилл и тем более - не Виктор Медведчук, которые сообщили об обмене заложниками. Вряд ли кто-то сомневается, что это была воля одного человека - Владимира Путина. Начав свою очередную президентскую кампанию, он начал играть миротворца, претендующего, как минимум, на Нобелевскую премию по миру. А Кирилл, Медведчук, Пасечник и Захарченко оказались всего лишь "опричниками" российского президента.

Под международным давлением Путин вынужден играть роль если уж не собирателя земель российских, то, по крайней мере, человека, который помогает воюющим сторонам проводить обмен военнопленными. Для имперских амбиций хозяина Кремля это, конечно, мелковато, но Владимир Владимирович решил не гнушаться этой роли. Мол, сделал все, что мог, для разрешения конфликта в Донбассе, а неблагодарные "проклятые укры", как обычно, все портят, уничтожая мирное население на оккупированных Россией территориях.

Несмотря на большой обмен пленными, публичная риторика Путина относительно войны в Донбассе остается прежней. Это - гражданская война, и есть две стороны конфликта - Украина и ОРДЛО, которые и должны между собой договориться. Конечно же, под присмотром Москвы. Но, мы помним, что "ихтамнет" в Донбассе. И мы помним и о том, что в тюрьмах России в заложниках находится еще до сотни украинцев - политических заключенных. Об этом Путин пока молчит. Как и молчат его "опричники" - глава РПЦ, лидеры фейковых республик и его кум Виктор Медведчук.

Обмен в тупике

Большой обмен пленными между Украиной и ОРДЛО - одна, но, пожалуй, самая большая победа в войне в Донбассе в 2017 году. Пленники вернулись домой. Однако вряд ли это станет еще одним шагом к прекращению силового противостояния на востоке Украины. Прошедший год, к сожалению, продемонстрировал: переговоры по Донбассу зашли в тупик. Ни минские переговорщики, ни "нормандская четверка", ни США в лице спецпредставителя Курта Волкера не сумели заставить Россию уйти из оккупированных районов Луганской и Донецкой областей. И вряд ли это выйдет у них в 2018 году.

"Мерцающий" конфликт в Донбассе и аннексированный Крым, как, очевидно, полагает Путин, позволят России удерживать возле себя Украину, стремящуюся в евроатлантические структуры. Но за последние четыре года Москва сделала максимум для того, чтобы украинцы наконец-то осознали: движение к России - это путь в прошлое. И как бы Владимир Путин не пытался убедить себя и других, что украинцы и русские - один народ, что Украина и Россия - одна страна, война в Донбассе поставила-таки точку в давней дискуссии: Европа или Россия.

Очевидно, Москва и дальше будет настаивать на том, чтобы Киев предоставил ОРДЛО особый статус с проведением там местных выборов, формированием отрядов милиции etc. Для Владимира Путина жизненно необходимо заставить Украину выполнять ее обязательства, определенные минскими соглашениями без выполнения своей части, которая касается вопросов безопасности. Оттягивая решения по Донбассу, Путин пытается избежать решения и по Крыму. Ведь очевидно: после прекращения войны в Донбассе Украина будет настаивать и на уходе России с полуострова. Этого, очевидно, Путин и боится, поскольку если в случае с Донбассом еще можно говорить о том, что "ихтамнет" и там идет гражданская война, то факт аннексии Крыма подтвержден самой же Россией.

У победы - тысячи отцов, а поражение - всегда сирота

Возвращение 74 бойцов, плененных в ОРДЛО, вне всякого значения - важное и знаковое событие в жизни украинского общества. Украинцы устали от войны и неопределенности. Они хотят мира и стабильности. Накануне большого обмена президент Порошенко заявил: это событие станет началом большой победы Украины. Правда, главнокомандующий не уточнил, над кем - над Путиным или же над захарченко-пасечниками. Ведь до сих пор происходящее на востоке Украины юридически определено как антитеррористическая операция. Украинская власть так и не решилась войну назвать войной, а Россию - страной-агрессором со всеми вытекающими последствиями. Рассмотрение во втором чтении закона, которым даются эти определения, отложено до 16 января 2018 года. И не факт, что даже после принятия этого документа он вступит в действие.

Радость того, что пленные вышли на свободу, и победные реляции украинской власти завтра, наверное, сменятся вопросом: "А что дальше?". Ответа на этот вопрос, похоже, ни у кого нет. "Мерцающий" конфликт продолжает мерцать. Очевидно, до очередного решения "царя" и его "опричников".

  Deutche Welle

!-- discarded //-->