На прошлой неделе стало известно о выигрыше Фондом госимущества у компании «АвтоКрАЗ» Константина Жеваго многолетнего спора за 76% акций холдинговой компании «Лугансктепловоз». По решению Верховного суда ФГИУ теперь официально освобожден от обязательства продать луганское предприятие кременчугским автомобилестроителям, которым остается уповать на проведение открытого конкурса по продаже тепловозостроительного гиганта в 2007 г.
Судьбоносное для «Лугансктепловоза» решение коллегия судей палаты по гражданским делам Верховного суда приняла 13 декабря этого года. Главная судебная инстанция Украины отменила решение Печерского районного суда Киева от 14 апреля 2004 г. и определение столичного апелляционного суда от 4 августа 2004 г., которые обязали ФГИУ признать «АвтоКРаЗ» единственным участником конкурса по продаже 76% акций «Лугансктепловоза» , объявленного в 2001 г., что делало компанию г-на Жеваго гарантированным победителем. Судьи ВС сочли, что суды общей юрисдикции вынесли решения по делу, которое им не было подведомственно, и закрыли по нему производство. Таким образом, как считают в ФГИУ, они смогли окончательно отбиться от г-на Жеваго (решение ВС обжалованию не подлежит), с 2001 г. требовавшего продать ему луганское предприятие.
Декабрьское поражение в Верховном суде выглядит еще более досадно для Константина Валентиновича, если учесть, что незадолго до этого, 23 ноября, в этой же судебной инстанции «АвтоКрАЗ» смог добиться подтверждения вердикта, вынесенного в его пользу Высшим административным судом 18 сентября 2006 г. ВАС тогда удовлетворил кассацию автомобилестроительного холдинга, отменив решения Хозяйственного и Апелляционного хозяйственного судов Киева, принятых в 2005–2006 гг. по иску Генеральной прокуратуры к Фонду госимущества, которыми было признано незаконным объявление и проведение Фондом конкурса по продаже «Лугансктепловоза» в 2001 г. Вмешательство в дело Генпрокуратуры, которая решила разрубить гордиев узел судебных споров между ФГИУ и «АвтоКрАЗом», наблюдатели связали с желанием российского монополиста на рынке транспортного машиностроения — «Трансмашхолдинга» — включить в сферу своего влияния «Лугансктепловоз», и проведенной в связи с этим в нашей стране «просветительской» работой.
Решение Высшего админсуда, выбившее почву из-под ног приватизационного ведомства, было принято как раз накануне проведения второго конкурса по продаже 76% «Лугансктепловоза», выставлявшихся ведомством Валентины Семенюк по стартовой цене 292 млн грн., явным фаворитом на победу в котором из-за специфических дополнительных условий были россияне. Оно совпало с нежеланием продавать «Трансмашхолдингу» стратегическое украинское предприятие видных донецких «регионалов» во главе с премьер-министром Виктором Януковичем, намекнувшим на необходимость привлечения на «Лугансктепловоз» «стратегического национального инвестора». Впрочем, Виктор Федорович наверняка не имел в виду «АвтоКрАЗ», что и подтверждают происходящие вокруг луганского предприятия события. По сути получается, что Константин Жеваго, использовав немалое количество чемоданов с аргументами для закрытия одного из фронтов, открытых против него противниками, не оставил себе возможности для маневра и проиграл сражение. В такой ситуации представителям «АвтоКрАЗа» остается разве что жаловаться на «неспортивные» действия ФГИУ. В частности, как говорится в распространенном 21 декабря сообщении автомобилестроительного холдинга, приватизационное ведомство после принятия решения 23 ноября Верховным судом, когда действовали вердикты судов о праве «АвтоКрАЗа» на покупку «Лугансктепловоза», включило 76% акций луганского предприятия в ориентировочный список объектов приватизации на 2007 г., утвержденного 6 декабря Верховной Радой. По мнению компании г-на Жеваго, таким образом ФГИУ «ввел в заблуждение высший представительский орган страны и сделал попытку снять с себя ответственность».
Впрочем, такие заявления в нынешней ситуации можно считать не более чем жестом отчаяния. Если г-н Жеваго, активно формирующий в течение последних лет на базе «АвтоКрАЗа» транспортный холдинг, действительно хочет заполучить контрольный пакет луганского производителя тепловозов, ему придется ждать открытого конкурса по его продаже. Участники рынка считают, что у Константина Валентиновича есть шансы победить в открытой борьбе. Несмотря на то что возможности владельца «Трансмашхолдинга» Искандера Махмудова намного превышают возможности г-на Жеваго, эксперты отмечают ярко выраженное нежелание «солдата Путина» платить большие деньги за «Лугансктепловоз», стало быть, при желании Константин Жеваго вполне может составить россиянину достойную конкуренцию на будущем тендере. Правда, лидер группы «Финансы и Кредит» никогда не считался расточительным бизнесменом. Однако не следует забывать и о представителях Донецкой области, у которых, после получения контроля над его главным заказчиком — «Укрзалізницею», появились свои виды на луганское предприятие. Поэтому не исключено, что в кулуарах Кабмина уже готовится такой вариант приватизации «Лугансктепловоза», который сделает фаворитами на его покупку компании, подконтрольные хозяевам Донбасса, оставив в положении «вне игры» и «Трансмашхолдинг», и «АвтоКрАЗ».
«Деловая столица», 26 декабря 2006 г.