Корпорация «УкрАвто» Тариэла Васадзе потерпела фиаско в борьбе за румынский завод Daewoo Automobile Romania. Украинцев оттеснили гранды мирового автомобилестроения — General Motors и Ford.
Вчера завершился срок подачи заявок на покупку 51% акций румынского завода Daewoo Automobile Romania. Как стало известно «ДЕЛУ», украинская корпорация «УкрАвто», которая являлась главным претендентом на завод, неожиданно отказалась от участия в тендере.
Как сообщил «ДЕЛУ» PR-директор Daewoo Automobile Romania Валентино Гюрля, по информации участниками торгов станут крупнейшие международные автокорпорации Ford и General Motors. Источники на Daewoo Automobile Romania отмечают, что за время подготовки тендера конкуренты «УкрАвто» вели активные переговоры с румынским правительством о покупке Daewoo Motor. В частности, консультации вел исполнительный директор южно-корейской компании General Motors Daewoo Auto & Technology Co. Майкл Гримальди. Очевидно, результатом этих договоренностей стали инвестиционные условия, в результате которых украинская компания была вынуждена отказаться от покупки завода.
Руководитель отдела по связям с общественностью «УкрАвто» Марина Грушевская подтверждает, что корпорация была вынуждена отказаться от планов покупки завода в связи с тем, что «румыны потребовали гарантий того, что предприятие будет производить один миллион автомобилей ежегодно». «Из-за этого мы были вынуждены отказаться от участия», — констатировала Грушевская.
Еще несколько месяцев назад «УкрАвто» подтверждала свою заинтересованность в приобретении румынского завода. В планы корпорации входила организация производства автомобилей Lanos в Румынии. Приобретение Daewoo Automobile Romania могло сделать «УкрАвто», подконтрольную Тариэлу Васадзе, одним из крупнейших автопроизводителей Восточной Европы в нижнем ценовом сегменте (8-15 тысяч долларов за автомобиль).
Сейчас румынский завод является основным поставщиком комплектующих для автомобилей «Ланос» и «Авео», которые производит «УкрАвто». «Завод обеспечивает около 50% потребностей «Ланоса». Но мы считаем, что со сменой акционеров ничего не изменится. Ведь акционеры меняются намного чаще, чем поставщики или потребители», – прокомментировал «ДЕЛУ» зампредправления «УкрАвто» Олег Папашев.
После банкротства корпорации Daewoo производство на румынском заводе сократилось до 30 тысяч автомобилей в год при мощности более 100 тысяч. В ноябре 2006 года правительство Румынии завершило сделку по выкупу у кредиторов Daewoo Motor Korea за 60 миллионов долларов 51% уставного фонда автозавода и добилось прощения его долгов. После чего была начата подготовка к проведению тендера по продаже этих акций. Предприятие также специализируется на производстве двигателей объемом 1,5-1,6 литра и коробок передач для легковых автомобилей «Ланос», которых может изготовлять до 240 тысяч в год.
В корпорацию «УкрАвто» в Украине входят два завода по производству автомобилей — «ЗАЗ» и хозрасчетное предприятие в Ильичевске (Одесская обл.), 10 предприятий по производству комплектующих, семь дистрибуторских компаний, 258 автосалонов, таможенно-лицензионные склады, две компании-перевозчика, автозаправочные комплексы, четыре оператора страхового и пять — финансового рынков, сеть ресторанов и туркомпания. В Польше — два завода по производству автомобилей, 12 заводов по производству комплектующих, 85 салонов и пунктов продаж, 196 сервисных центров. По данным «УкрАвто», в 2005 году ее чистый доход составил 1,79 миллиарда гривен. Контролирует корпорацию ее президент Тариэл Васадзе.
«Дело», 26 апреля 2007 г.