Сергей Тигипко намерен инвестировать часть средств, полученных от продажи банковского холдинга «ТАС», в развитие сети общественного питания под собственным брендом. Об этом «i» рассказал один из приближенных к господину Тигипко менеджеров. «Насколько мне известно, планы достаточно серьезные и Сергей Леонидович готовится вкладывать в этот бизнес значительные средства»,— отметил он. Сам Сергей Тигипко официальные комментарии «i» не предоставил, отделавшись фразой: «Пока рано что-то рассказывать».
Аналитики объясняют столь осторожную позицию финансиста риском возникновения нежелательной конкуренции нарынке фаст-фуда со стороны других представителей крупного капитала. «По сравнению с той же Англией, в этой сфере у нас непочатый край работы. И идея создания сети общепита возникла не только у господина Тигипко. Многие богатые люди смотрят в этом направлении»,— разводит руками советник председателя правления Укргазбанка Александр Охрименко. По его мнению, решение господина Тигипко уйти из банковского бизнеса в сферу услуг — правильное. Дескать, рентабельность банковского бизнеса снижается и вкладывать деньги в финансовую сферу уже невыгодно. Вопрос — куда вложить миллионы, заработанные на продаже финансовых активов, стоит не только перед Сергеем Тигипко. Причем дело не только в относительно низкой рентабельности банковского бизнеса. В большинстве случаев экс-собственники украинских банков подписывают с новыми владельцами соглашения, по которым не имеют права инвестировать в финансовый сектор на протяжении трех-пяти лет. А тем временем их капиталы ежедневно съедает инфляция. Например, для того же господина Тигипко месяц простоя означает инфляционную потерю 0,5-1,5% суммы, полученной от продажи ТАС-Комерцбанка шведскому Swedbank. В свою очередь сети общественного питания из-за низкой конкуренции на этом рынке позволяют быстро инвестировать капитал и неплохо на нем зарабатывать. Невысокая рентабельность бизнеса в сфере фаст-фуда компенсируется значительным денежным потоком. «Общепит — перспективное направление. У нас сеть общественного питания сильно отстает от развития торговой сети. При этом доходы населения растут, формируются новые вкусы и потребности»,— отмечает Александр Охрименко.
Однако у Сергея Тигипко при инвестировании в отрасль общественного питания может возникнуть целый ряд проблем. В отличие от банковского бизнеса, общепит имеет намного больше так называемых проблемных точек. Во-первых, это сложности в организации работы большого количества неквалифицированной рабочей силы. Во-вторых, в крупных городах сейчас наблюдается острый дефицит площадей, которые можно использовать для создания закусочных. И, наконец, в-третьих, как и при формировании любого нового бизнеса, необходимо выстраивать уникальную структуру управления и учета на предприятиях, которые разительно отличаются от привычных господину Тигипко финансовых компаний. «Остро будут стоять проблемы кадров, развития сети (точки продаж.— Авт.) и конкуренции с опытными игроками»,— уверен господин Охрименко. По его мнению, если Сергей Тигипко затеет построение общеукраинской сети, то на это ему не хватит и $1 млрд. А вот построить хорошие региональные сети вполне возможно.
«Экономические известия», 13 марта 2007 г.