Структуры, близкие к «Смарт-холдингу» Вадима Новинского, разрабатывают проект создания судостроительного холдинга на базе Херсонского судостроительного завода (ХСЗ), подконтрольного компании. В него планируется включить государственный судостроительный завод им. 61 коммунара, а также Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) братьев Олега и Игоря Чуркиных. «Смарт-холдинг» не получил согласия на объединение ни у государства, ни у собственников ЧСЗ. Между тем эксперты считают появление холдинга возможным.
О планах создания холдинга в пятницу сообщил пресс-центр Черноморского судостроительного завода. Инициатором проекта выступает ХСЗ, подконтрольный «Смарт-холдингу» Вадима Новинского. В него войдут Черноморский судостроительный завод братьев Олега и Игоря Чуркиных, а также государственный судостроительный завод им. 61 коммунара. Представитель братьев Чуркиных Ирина Акулова заявила, что в принципе это хорошая идея, но сейчас предприниматели ее не поддерживают.
Основание холдинга на базе именно этих предприятий не стало неожиданностью. В апреле текущего года мэр Николаева Владимир Чайка обвинил руководство завода им. 61 коммунара в попытке теневой приватизации предприятия (см. Ъ от 16 апреля). В своем обращении к правительству он сообщил, что завладеть заводом может поручитель предприятия – ХСЗ. В августе этого года произошла смена менеджмента на ЧСЗ. В октябре его генеральным директором был назначен член наблюдательного совета ХСЗ Илья Горн. После этого собственники предприятия Олег и Игорь Чуркины заявили Ъ, что утратили оперативный контроль над заводом (см. Ъ от 25 октября).
Получить комментарий ООО «Смарт-холдинг» не удалось. Однако, по словам источника, близкого к Вадиму Новинскому, руководство компании такую идею рассматривает. Собеседник Ъ уточнил, что один из вариантов объединения предполагает создание холдинга на паритетных началах. «По нашим оценкам, это позволит снизить себестоимость строительства судов на 15%. Кроме того, холдинг сможет на более выгодных условиях получать кредиты, необходимые для развития предприятий и покупки морских торговых портов»,– рассказал он.
Подробнее о планах создания холдинга агентству «Интерфакс-Украина» сообщил глава набсовета компании «Судмашпром» Павел Мовчан (владеет 90,25% акций ЧСЗ). По его словам, помимо строительства и ремонта судов самого разнообразного назначения холдинг откроет собственную судоходную компанию для работы на международных грузовых и круизных линиях. Порядок совместного инвестирования пока не определен из-за отсутствия оценки предприятий. Господин Мовчан говорит, что он должен составить не менее 25% от балансовой стоимости каждого завода.
«Если владельцы создаваемого судостроительного холдинга сосредоточатся на развитии этих предприятий, а также займутся активным продвижением судов, которые они способны производить, то доля группы в общем объеме производства украинских судостроительных предприятий составит около 50%. Этого можно будет достичь через пять-десять лет при условии инвестирования $300-400 млн»,– говорит первый вице-президент ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.
Структура холдинга еще не определена. «Пока мы планируем, что на первом этапе участники будут работать в рамках договоров о совместной деятельности»,– сказал Павел Мовчан. Впрочем, эксперты не исключают, что у Вадима Новинского далеко идущие планы. Напомним, Фонд госимущества добивается возвращения ЧСЗ в госсобственность, для того чтобы выставить его на повторный конкурс. Пресс-секретарь ЧСЗ Максим Головин (также знакомый с планами ХСЗ) вчера рассказал Ъ, что акционеры ХСЗ уже обратились к правительству с просьбой исключить судостроительный завод им. 61 коммунара из списка объектов, не подлежащих приватизации. В Минпромполитики подтвердили, что планируют предложить Кабмину инициировать необходимый для приватизации законопроект. В пресс-службе правительства от комментариев отказались.
Как отмечает директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций Александр Рябченко, исключать предприятие из списка объектов, не подлежащих приватизации, необязательно. Управляющий партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Андрей Астапов говорит, что холдинг можно создать и с госпредприятиями, если принять специальный закон. По словам господина Рябченко, в этом случае можно будет говорить о теневой приватизации предприятия.
«Коммерсант», 29 октября 2007 г.