Глава Киевской областной госадминистрации Вера Ульянченко рассказала о драйве командной работы, проектах, осуществляемых в области, и возможностях сотрудничества с властями Киева.
- Получил ли Киевский регион какие-либо практические выгоды, контракты, предложения от проведения Инвестиционного форума Киевщины?
- На днях мы получили подтверждение от представителей датской компании Rockwell, сообщение о том, что правление директоров компании приняло решение о строительстве завода в Барышевском районе рядом с железной дорогой. Первая очередь строительства -- это EUR115 млн. инвестиций и 200 рабочих мест. Для нас это очень приятное сообщение. Во-первых, это ведущая компания на рынке строительных материалов, особенно утеплителей. Это, кстати, энергосберегающие технологии. Во-вторых, решение было принято и потому, что компания планирует, что 80% продукции будет потреблять украинский рынок. Спрос на эту продукцию огромный. Мы будем всячески способствовать этой компании, поскольку приходит открытый и честный бизнес. В инвестиционном договоре мы, конечно же, обязательно заложим участие этой компании в социальных проблемах региона, связанных с медициной, дорогами и прочим. Это первая инициатива. Менеджеры Rockwell присутствовали на Инвестиционном форуме, и, думаю, дух форума и действия нашей команды и сыграли решающую роль в их молниеносном решении.
Через несколько недель будем принимать итальянских инвесторов, которые предлагают нам строительство большого рынка сельскохозяйственной продукции, и это будет не просто своз продукции, а рынок, оснащенный сортировочными, паковочными механизмами, логистикой с низкотемпературными холодильниками. Такой рынок есть в Италии, сейчас строится в Венгрии. Наши партнеры из области Пешт посоветовали нам этого инвестора, и мы сейчас готовимся к их приезду. Думаю, что подобный рынок даст толчок именно развитию растениеводства в регионе, тепличного хозяйства на промышленном уровне. Мэр Борисполя на форуме провел переговоры с компанией Литвы, которая готова строить в Борисполе торгово-развлекательный комплекс, приблизительно такой же, как в Броварах. Они уже определили площадку. Форум был насыщенным и интересным, и мы к нему очень серьезно готовились. Представляли проекты, показывали те, что работают, предлагали свои. Настрой команды -- не упустить инвестора. То ли это иностранный, то ли свой, отечественный.
- В выступлении на форуме и вы, и многие мэры городов Киевской области называли работу киевской власти командной. Это был просто лингвистический посыл Президенту, который любит это слово, или характеристика нынешних отношений среди региональной власти?
- Это не потому, что так говорю я, как главный чиновник области. А потому, что весь чиновничий аппарат объединен едиными целями. Мы хотим расцвета этой области, чтобы она была притягательной и для инвестора, и для населения. Мы вместе переживаем успехи и, может быть, недоработки. Мы очень волнуемся за юг области. Пытаемся некоторые идеи, инвестиционные проекты продвинуть в южные регионы, которые пока не стали такими, где ощущается инвестиционный бум. Желание всех и каждого увидеть область процветающей, абсолютно другой, чем она была. Уже появился какой-то драйв: приятно, когда у соседа есть и я могу. Мы радуемся успехам каждого и живем большими проектами, которые объединяют регионы. Как, к примеру, проект строительства Кольцевой дороги, в котором задействованы несколько регионов и городов.
- Началось ли уже строительство Кольцевой дороги?
- Заканчиваются проектные работы, а начало работ по строительству запланировано на осень этого года. И начнем мы с главного сегмента дороги, которая соединит трассу Киев--Чернигов--Москва с трассой Киев--Борисполь--Полтава. Нас объединяет проект Международный аэропорт, который пока находится на стадии разработки постановления Кабинета Министров по передаче земли под аэропорт. Нам еще нужно определить, кто будет владельцем земли, кто будет объявлять конкурс на строительство. Это все не быстрые и не легкие проекты. Например, проект сельскохозяйственного рынка, в работе над которым объединено несколько районов и мэрий. Мы говорим и о строительстве аквапарка. Венгерские инвесторы уже смотрели площадки, которые мы им предложили. Говорим о себе как о команде, потому что мы объединены единым духом, и то, что работает не один человек, чувствовалось на форуме. Понимаете, это не только дело Веры Ивановны, это дело команды. Когда инвесторы видят согласованные действия, заинтересованность, желание команды идти по этому пути, то это сразу ощущается. Это нельзя создать искусственно.
- Вся власть -- ваша команда? Трудно работать в ситуации, когда большинство, например, в облсовете не принадлежит «Нашей Украине»?
- Вы знаете, мы как-то, слава Богу, не разделяем принадлежит ли большинство или не принадлежит непосредственно «Нашей Украине»... Я рада, что Киевская область -- область демократических сил. И это дает нам возможность идти общими путями и достигать общих результатов. Хотя, конечно же, команда главы областной администрации более опытна, все-таки депутатский корпус только год работает. После выборов облсовет практически весь обновлен. А чтобы работать эффективно, нужно больше опыта, знаний ситуации и проблем региона. А ведь многие депутаты вообще не жители области. В то время как многие мэры избираются несколько раз подряд, как мэры Славутича, Обухова или Броваров. Они могут успешно продолжать проекты, которые начинали раньше. Их опыт и знание проблем свидетельствуют в пользу нашей команды, которая в вопросах региона ориентируется и быстрее, и профессиональнее. Но я должна сказать, что депутаты облсовета помогают нам вести эту работу, многие из них, в частности и глава облсовета, участвовали в форуме. Некоторые депутаты непосредственно участвуют в инвестиционных проектах. Мы такую заинтересованность поощряем. Это почувствовали и инвесторы, потому что решать вопросы с облсоветом, в частности земельные, вопросы выделения больших территорий, стало легче. Работает КП «Инвестиционная компания», которое выполняет в некотором смысле контрольные функции относительно проектов, потому что это связано с обсуждением в советах и территориальных громадах. Конечно, не все так просто и однозначно. Но, тем не менее, я думаю, что участники форума почувствовали обоюдное желание и администраций, и депутатского корпуса работать в этом плане.
Многие вопросы приходится решать.
- То есть вам удалось привлечь людей в свою команду тем, что вы дали возможность тем же депутатам участвовать в инвестиционных проектах? Они получили какие-то преференции?
- Нет. Я имею в виду, что у нас есть депутаты, которые стали депутатами, потому что они работали в области.
- Сегодня вы видите, какая реформа региональных правоотношений нужна? Где возникают самые большие проблемы?
- Я бы говорила не столько о региональной реформе, сколько о завершенной конституционной реформе. Есть необходимость завершить реформу органов местного самоуправления. Мы начали этот прочес и остановились на средине дороги. И многие проблемы, трения, разногласия, а иногда и противостояния между советами и администрациями возникают потому, что до конца четко не выписаны полномочия одних и других. В том числе и в земельных, и в кадровых вопросах, и в вопросах коммунального хозяйства. В области есть структуры, над которыми мы с облсоветом не имеем ни финансового контроля, ни контроля за назначением и деятельностью кадров. И мы вообще не понимаем, чем они заняты. Например, это касается Госкомзема и всех комиссий и инспекций, которые при нем находятся. Мы иногда просто становимся перед фактом, что там появляются новые люди, не говоря уже о согласованных действиях. И мы уже неоднократно об этом говорили и на совещаниях с премьер-министром, и с президентом. Необходимо принять ситуацию, что следует расширять права территориальных громад на местах. К примеру, я считаю, что непосредственно депкорпусу и мэрии надо отдать вопросы управления водоканалами и теплосетями. Потому что с них спрашиваем и мы, и население. А у нас пока, как дед Щукарь говорил, теоретически она лошадь, а практически падает. Теоретически мэр отвечает за все, а практически у него нет инструментов влияния на эти структуры. Нужно урегулировать и массу других вопросов. Одновременно нужно учить людей управлять этими вопросами. По закону сельсовет занимается землей. И посмотрите, что происходит. Кого избрали в сельсоветы? Есть примеры, когда председателями являются люди, которые не проживают в населенных пунктах. Но не это главное. А то, как этот сельский совет раздает землю и на каких условиях. Не всегда даже успеваешь это контролировать.
- Такие функции должны быть у главы обладминистрации?
- Не обязательно, но они должны быть. Да, возможно, управление коммунальным имуществом нужно отдать в регионы, но финансовые планы, кадровая политика должны быть едиными. И управлять этими вопросами должен один орган.
- Провели ли вы, как обещали, мониторинг земли?
- Мы его до сих пор проводим. Это такая тяжелая работа, мы даже не думали, что обнаружим факты, когда на один и тот же земельный участок есть оригинальные документы с мокрыми печатями у четырех компаний. И теперь тяжело разобраться с этим. А это в основном наиболее привлекательные участки. Мы даже запланировали проведение специальной коллегии обладминистрации на примере Рокитнянского района, поскольку обнаружили, что минимум 50% занятых здесь в социальной сфере людей (учителя, медицинские работники и др.) не получили земельных паев, хотя по закону имели право на пай до 1 га, а где дефицитная земля -- участок под застройку.
Обнаружили много земельных участков, которые по шесть-восемь лет оформлены, но там ничего не происходит. А это также привлекательные земли. Нам нужно там что-то делать. Первое, что мы начали делать, проводя этот мониторинг, заставлять мэров городов и сельские советы составлять генеральные планы развития территорий. Потому что в этом полный хаос. Мы разработали и приняли на областном совете Правила застройки. И это все во время проведения мониторинга.
- А как будет с застройкой на заповедных землях?
- Вот и этот вопрос очень серьезный. Даже первоначальный проект строительства Кольцевой дороги проходил по заповедным зонам. И мы сейчас с сельскими советами и проектировщиками пытаемся уберечь эти зоны и немного изменить проект. А с теми участками, где уже проведена застройка, мы ничего сделать не можем. Нет ни одного закона на это. Мы можем только оштрафовать на 10 минимальных заработных плат. А дальше что?
- Поддерживаете ли вы идею Черновецкого о расширении границ Киева за счет территорий области?
- У нас было несколько совещаний по этому вопросу. Но о серьезном расширении речь не шла. Ведем разговор об упорядочивании тех границ, в которых практически и находится Киев. Есть такое село -- Коцюбинское, которое находится юридически в Киевской области, а фактически -- в границах Киева. Мы не против присоединения его к Киеву. Но не нас надо спрашивать, нужно провести референдум. Спорный вопрос Вышгорода и острова Великий, на котором находится водозаборная станция, обеспечивающая Киев водой. Это стратегический объект, требующий специального режима и охраны. И поэтому мы не будем против того, чтобы она юридически относилась к Киеву. Мы не ведем разговор с горадминистрацией о захвате территорий, а говорим о совместной работе. Среди наших предложений -- перенос предприятий за черту города, есть предложения по выводу предприятий, занимающих огромные территории в городе. Тот же завод «Большевик», некоторые предприятия на Теличке. Мы готовы предложить наши промышленные зоны в Рокитнянском районе, особенно для строительных предприятий. Мы можем предложить Таращанскую, Сквырскую, Фастовскую, Барышевскую, Бородянскую промышленные зоны. Есть некоторые возможности размещения в Броварском районе. Для нас важен вопрос участия города в строительстве Кольцевой дороги, оптового сельхозрынка и других проектов. И вопрос совместного использования в дальнейшем освобождаемых от предприятий в черте Киева территорий.
- На каких условиях область хотела бы участвовать в разработке освобождающихся территорий в Киеве?
- Есть разные предложения. Например, о плате в бюджет развития области. Есть и предложение о совместном освоении жильем. У нас есть много организаций и структур областного подчинения, но находящихся в Киеве, а значит, есть и потребность в жилье. Мы можем говорить и о совместном использовании бизнес-центров, которые здесь построим.
- Президент отметил, что у него есть сигналы о коррупции в органах региональной власти. Тем более что и при вас решение земельных вопросов не стало более прозрачным. Это камень в ваш огород.
- Я думаю, что это камешек не то чтобы непосредственно в мой огород. Это камешек в огород команды. И я не могу сегодня непосредственно говорить о том, что коррупции нет. Потому что те законы, которые у нас есть по земле и использованию земельных ресурсов, это законы, ведущие к коррупции. И я уже несколько раз говорила и говорю сейчас, что мы должны немедленно снять мораторий на землю и принять закон о рынке земли и прекратить разговоры о коррупции. Существующие законы имеют тысячи лазеек использования в корыстных целях.
- У вас на двери нет таблички с вашим именем. Это говорит о том, что вы здесь временно?
- Да? Хорошо, что вы мне сказали. Сейчас повесим. У нас временщиков нет.
- Будете ли вы участвовать в выборах в парламент?
- Посмотрим, еще пока рано говорить.
- Вы поддерживаете идею досрочных выборов?
- Думаю, что выборы уже надо провести, потому что та ситуация, которая случилась, -- это как опухоль, которую нужно немедленно вырезать, чтобы это не перешло в более серьезное заболевание. То, что случилось в нашей политике, требует хирургического вмешательства.
- По каким вопросам «Наша Украина» может пойти на компромисс в переговорах с коалицией?
- Единственный вопрос -- это вопрос даты выборов. И если мы говорим о досрочных выборах, то они не могут назначаться через полгода, потому что тогда это срочные выборы. Дата досрочных выборов выписана в Конституции -- это 60 дней, и здесь никаких компромиссов быть не может.
- Если выборы состоятся, возможно ли, по вашему мнению, взаимодействие в новом парламенте «Нашей Украины» и БЮТ или вы будете поддерживать идею широкой коалиции?
- Во-первых, нужно дождаться результатов выборов. Но я всегда говорила о широкой коалиции и придерживаюсь этой идеи. Но многое будет зависеть сейчас от настроения людей и от того, какие политические силы в результате придут.
"Профиль", 29 мая 2007 г.