- Соглашение о сотрудничестве между «Нашей Украиной» и БЮТ подписано. Но поговаривают, что не всех устраивает текст этого документа?
- Если соглашение подписано, это значит, что стороны соглашаются с его содержанием. Естественно, что существуют и дискуссионные вопросы — в частности, это тема императивного мандата, которая осталась открытой и еще обсуждается фракциями. Что касается приоритетных заданий, стороны пришли к согласию по всем основным пунктам.
- Руководитель политсовета «Нашей Украины» и глава президентского Секретариата Виктор Балога сделал достаточно резкое заявление, в котором фактически обвинил правительство и антикризисную коалицию в попытке осуществить государственный переворот. О чем, собственно, идет речь, что он подразумевал под словом «переворот»?
- Как вы знаете, в подписанном согашении, а именно в его преамбуле, указывается на определенные тенденции, которые касаются нарушения системы баланса государственной власти. Речь идет о том, что со стороны антикризисной коалиции мы видим попытки изменить существующий баланс системы противовеса во власти в свою пользу. Я думаю, что руководитель политсовета «Нашей Украины», в частности, имел в виду именно это.
- С другой стороны, лидер парламентской фракции Партии регионов Раиса Богатырева считает, что подписание этого соглашения приведет к национальному расколу…
- На мой взгляд, это достаточно эмоциональное заявление, поскольку оппозиция и коалиция — это нормальные атрибуты парламентско-президентской формы существования государства. И чем более сильной является оппозиция, тем более консолидированной должна быть государственная политика, которая проводится через парламент. При таких условиях большинство должно максимально учитывать интересы оппозиции. Как известно, во время избирательной кампании 2006 года большинство граждан как раз проголосовали за тот путь развития страны, который сегодня отстаивает оппозиция. Поэтому я не разделяю мнения о том, что наличие сильной оппозиции должно означать раскол страны. Если же антикризисная коалиция считает нормальным для осуществления конструктивной парламентской деятельности отсутствие оппозиции или же ее неспособность действовать сообща, тогда это упрощенное понимание парламентской формы правления.
- Из слов подписантов соглашения можно сделать вывод, что парламентские выборы — это уже реальность. Как скоро они могут произойти и от кого это зависит, на ваш взгляд?
- С моей точки зрения, тема досрочных парламентских выборов как политическая реальность и политическая цель — это одно, а как правовая реальность — совсем другое. Я имею в виду, что право роспуска Верховной Рады по основаниям, предусмотренным Конституцией, принадлежит главе государства. И, как известно, ни политические партии, представленные в парламенте, ни сам парламент распустить себя и назначить досрочные выборы не может. Я обращаю на это внимание: назначение досрочных парламентских выборов как следствие досрочного роспуска ВР — исключительно прерогатива Президента. Как глава государства распорядится своим правом, посчитает ли он нужным действовать таким образом, — думаю, ответ на это вопрос находится вне рамок подписанного соглашения.
- Вы входили в состав рабочей группы, которая готовила соглашение о сотрудничестве БЮТ и «Нашей Украины» в рамках оппозиции. Расскажите о самом документе…
- Вы знаете структуру этого документа, мы ее не держим в секрете. В нем содержатся разделы, которые касаются определения программных заданий совместной политической деятельности «Нашей Украины» и БЮТ, регламента работы оппозиционной коалиции, а также программа и регламент деятельности наших политических сил, которые будут действовать в том случае, если оппозиция станет большинством.
- Каким вы видите путь к этому большинству? Планируете привлечь социалистов или же выдернуть отдельных депутатов из разных фракций?
- Документ не решает вопросы политической тактики. Это соглашение определяет принципы деятельности на ближайшую перспективу. Во-первых, это согласование законодательных инициатив, во-вторых, совместные обращения к главе государства относительно тех актов, которые приняты большинством, имеется в виду то, что они не могут быть им подписаны. Также речь идет о недопущении преодоления вето, а также о недопущении внесений изменений в Конституцию, если таковые не являются продуктом компромисса всех политических элит. Другими словами, концепция этого документа строится на том, чтобы обеспечить определенный баланс в механизмах осуществления власти, которые зафиксированы в действующей Конституции, и попытки нарушения которых, как мне кажется, сегодня представляют большую проблему для большинства, чем для меньшинства.
Я думаю, здесь политики несколько потерялись, перепутали арифметику с алгеброй. Простое большинство — это не есть право на монополию без учета интересов меньшинства. Полное игнорирование интересов меньшинства приводит к тому, что мы наблюдали в парламенте: оппозиция все равно найдет способ, чтобы защитить свои права. И сила действия обязательно будет равна силе противодействия.
- Не кажется ли вам, что это соглашение будет первым шагом к поглощению «Нашей Украины» БЮТ, о чем сейчас говорят многие политики?
- Этого не может произойти ни практически, ни теоретически. В таких вопросах нельзя мыслить механически: кого больше, кого меньше. Не все объясняют и рейтинги. «Наша Украина» — это ведь не только составляющая парламента. Это политическая сила, идентифицирующая себя с главой государства. И мы убеждены, что речь идет об их суммарном влиянии на политические процессы.
- В прошлый раз, когда «Наша Украина», БЮТ и СПУ работали над соглашением о совместной работе, правда, в коалиции, а не в оппозиции, на разработку текста этого документа ушли месяцы. На этот раз подписание документа произошло довольно быстро. Почему?
- Летом было много несогласованных вопросов. Тогда создавался документ, уникальный по своему содержанию. Поскольку фракции находились в стадии формирования большинства, соответственно это заняло много времени. Сегодня спектр проблем, которые требуют согласования, значительно сужен. Как я сказал, рабочая группа достаточно быстро выполнила тот объем работ, который был на нее возложен. Помог этому и принцип паритетности во взаимодействии наших фракций, существенно уменьшивший потенциальные конфликты. А значит, все это дает основания считать, что политико-технических и юридических причин, которые бы сдерживали подписание этого соглашения, нет.
- Не расколет ли это соглашение «Нашу Украину» на две части: как известно, в вашей фракции есть люди, которые против сотрудничества с Блоком Юлии Тимошенко?
- Не расколет! Это естественно, что в таком комплексном образовании, как «Наша Украина», существуют разные оценки этого соглашения и самой идеи сотрудничества с Тимошенко. Вместе с тем нужно иметь в виду, что от самой фракции будет зависеть, насколько «НУ» сможет сохранить лицо и насколько риск ассимиляции является реальными. Никакие бумаги не сделают из человека лидера оппозиции, если он на самом деле таковым не является. Также и здесь — никакие договоренности не смогут уменьшить авторитет фракции, если она будет действовать эффективно и убедительно.
- Почему «НУ» сосредоточила все свои усилия исключительно на оппозиционной деятельности в парламенте, в то время как БЮТ активно занимается пиаром, ездит по регионам и зарабатывает себе очки…
- Нельзя не признать того, что БЮТ и в частности ее лидер действуют эффективно как политическая сила. Этому следует учиться, в том числе нужно использовать такие инструменты политического пиара, которыми пользуется Юлия Тимошенко. Возможно, это новый тип политической деятельности, когда не только догматика определяет успех, но и умение удачного политического позиционирования.
- Как вы, представитель Партии промышленников и предпринимателей Украины, оцениваете идею того, чтобы Президент возглавил «Нашу Украину»?
- Думаю, что сначала должны произойти какие-то более глубокие процессы в «Нашей Украине», прежде чем говорить о том, что Виктор Ющенко может ее возглавить. К примеру, это может быть существенный пересмотр идеологических ценностей, какой-то объединительный процесс или что-то другое. То есть нужно, чтобы «Наша Украина» приобрела динамику за счет каких-то факторов. Если это произойдет, тогда такой шаг главы государства может считаться удачным.
- Но согласитесь, та же ПППУ пока что не спешит делать какие-то шаги для ускорения объединительных процессов, не инициирует их, почему?
- Партия промышленников и предпринимателей четко придерживается правоцентристских либеральных ценностей в отношениях собственности, прав и свобод человека, эффективности судебной системы, то есть фундаментальных ценностей, альтернативы которым нет. Для нас очень важно, чтобы участники политического процесса дозрели и признали близкими эти ценности и взяли их как ориентир для своей деятельности. Мы понимаем, что БЮТ имеет несколько другую палитру приоритетов деятельности. А Партия регионов не может избавиться от того, что мы называем «родимые пятна» в понимании политики, природы и целей политической деятельности, то есть идеологии своего существования. Но как только какая-то политическая сила почувствует, что именно этот путь — либерально-правоцентристский — является тем направлением, по которому должна развиваться Украина, мы готовы для разговора на тему объединения. Мы не исключаем объединения, но не можем за кого-то сформировать их идеологию и мировоззрение.
«Известия в Украине», 26 февраля 2007 г.