Інтерв'ю

19 Січня 2007
Олийнык: «Отдельные строители могут зарабатывать во Львове, как в Португалии»
Петр Олейник о своем губернаторстве, проблемах Львовщины и возможных кадровых ротациях в регионе.

- По вашему мнению, губернатор — персона политическая или крупный госчиновник?
В первую очередь политическая. Безусловно, уровень подготовки для управления комплексными программами должен быть высоким. Слово «управление» употреблено мною не в контексте руководства заводами или фабриками. Речь идет о создании благоприятных условий для развития бизнеса, предпринимательства, решения социальных вопросов, социальной защиты населения в регионе. Губернатор не может быть аполитичным. Он должен объединять в себе навыки политического деятеля и иметь опыт работы в управленческой структуре больших территориальных комплексов. 

- Насколько глава области может влиять на политику всеукраинского масштаба?
Однозначно — только частично. Влияние может распространяться на разработку энергетических территориальных программ, которые ложатся в основу всеукраинских программ. То есть губернатор может быть инициатором разработки названных программ. Сильно влиять на политику государства губернатор не может.

- В данный период в Украине складывается двухпартийная система: оранжевые и сине-голубые силы. Как вы считаете, такая система положительна для страны? 
- Сейчас еще рано говорить о переходе на двухпартийную систему в Украине. Если посмотреть на политическую карту Франции, Англии, то там в государстве существуют пять игроков. Плохо или хорошо, но в Украине политика персонифицирована. У нас реально существуют на сегодня три крупных политических центра: Ющенко и его команда, Янукович и его команда, Тимошенко. Александр Мороз выступает как четвертая сила, но уже частичным игроком на политической арене. По моему мнению, Украина не готова к двухпартийной системе. 

- Испытываете ли вы на себе давление со стороны Кабмина? И имеет ли право Кабмин вмешиваться в полномочия губернатора?
Лично я на себе давление не ощущаю. У нас много наработок хорошего сотрудничества. Одновременно есть и трения с отдельными министерствами и ведомствами. Резерв для исправления данных недопониманий еще не исчерпан. И я пытаюсь найти адекватные решения по каждому ведомству, поскольку всегда помню, что за моей спиной — простые люди региона. Кабмин имеет право вмешиваться в хозяйственные вопросы, если госадминистрация не справляется с ними — не проводит целостную политику, не определяет приоритеты социальной защиты населения.

- Будет ли создана новая политическая сила в стране в ближайшее время?
Возможно. Отдельные личности пытаются реализовать собственные проекты.

Были сигналы от Катеринчука, Луценко. Я много разговаривал с Юрием Луценко по данному вопросу и не советую ему создавать новый проект. Главные игроки на политической арене страны уже обозначены, их я назвал ранее. Остальные силы просто попадут под крыло той или иной крупной политической фигуры. Но если хлопцы хотят, то флаг им в руки. 

- Во Львовской области существует система политических и экономических кланов? Необходимо ее ломать или лучше использовать?
Конечно, экономические и политические группы у нас есть. Позиция власти должна быть сосредоточена на отдалении от данных групп. При этом для всех — равные дистанции. Ведь как только власть позволит себе лечь под какую-то группу, она автоматически становится карманной властью. Я не предпочитаю ломать экономические и политические группы. А потом — их нелегко сломать. Лично я не знаю таких механизмов. Быть втянутым в войну означает терять время.

- Львовская область считается окном в Европу. Как вы оцениваете возможности реально прорубить это окно? И что мешает на данном этапе?
Убежден, что Львовская область действительно является окном в Европу. Но работы в этом направлении проводится недостаточно. Проекты по транспортным коридорам, реконструкции железнодорожного туннеля выполняются довольно успешно, учитывая финансовые возможности государства и региона. Но работа между правительствами Украины и Польши по вопросу таможенных границ в Грушеве, Угрыниве идет не настолько конструктивно. Очень слабенько ведется реконструкция Рава-Русской таможни. Сегодня на границах очереди. Пропускная способность не соответствует минимальным потребностям. Мы не приблизились к европейским стандартам: 35 км — максимальное расстояние между таможенными переходами. У нас — 75 км по-прежнему. Сотрудничество между Львовской госадминистрацией и Люблинским, Прикарпатским воеводствами достаточно успешное, но окончательное решение принимает правительство Украины. И часто многие проекты затягиваются надолго. 

- Многие галичане уехали на заработки. Села пустеют. Какие шаги следует предпринять, чтобы уменьшить поток людей за границу в поисках заработка?
Это является проблемой номер один для всего украинского государства, в том числе и для Львовской области, особенно горной местности. Сейчас с одной стороны у нас дефицит профессий высокой квалификации, к примеру, токарей, фрезеровщиков, сварщиков. С другой — безработица. Количество рабочих мест с каждым днем увеличивается, но вот их качество — тема для отдельного разговора. В понятие «качество» входят условия труда, зарплата. Отдельные строители могут зарабатывать во Львове, как в Португалии. Однако психологически люди предпочитают уехать за границу. Думаю, в первую очередь следует вывести зарплату на уровень $500-600. 

Затем следует создать единую вертикаль технического обучения. Дети оканчивают профессиональные училища и не обладают тем уровнем квалификации, который необходим в современных условиях. Поэтому им следует проходить практику на предприятиях с высокими технологиями. Также необходимо привести в порядок систему образования в высших учебных заведениях. У нас масса институтов, но по сути дети получают только бумажку, а навыков работы минимум. Выпускники не адаптированы к новым условиям, которые существуют на рынке труда. Думаю, система высшего образования требует реформы. Большинство высших учебных заведений следует кардинально сократить в Украине и в нашем регионе. 

Далее необходимо создавать привлекательные условия для инвесторов. Бюрократия давит бизнес. Мне непонятно, почему иностранное предприятие, зарегистрированное в Украине, 12 месяцев не может получить возмещение НДС. 

- Планируете кадровые ротации?
Отдельные кадровые изменения произойдут. Будут новые лица в числе моих заместителей. На сегодня я недоволен работой исполнительной службы Шевченковского района, которая на ровном месте создала проблему. Массовых кадровых чисток не предвидится. 

- Должность губернатора принесла что-то новое для вас как человека?
- В моем кабинете отдельные лица дают много обещаний, но за ними исключительно слова, а дел нет. И я ощутил, что мир более циничен, агрессивен, жесток. Я понял, что резких решений не следует принимать. Я стал более последовательным, вдумчивым. Очень много грязи прошло через этот кабинет. Считаю, что глава региона должен работать пять лет. И настоящими губернаторами становятся только через год или полтора года работы. Нереально за пару месяцев все охватить и добиться положительных результатов.

Петр Олийнык родился 10 июля 1957 г. в селе Варваровка Приморского края Анучинского района России в семье ссыльных. Образование высшее, специализация — экономика и организация горной промышленности. Трудовую деятельность начинал слесарем на автобазе производственного объединения «Укрзападуголь». С 1997го по 1999 г. работал генеральным директором компании «Западпроминвест», с 1999го по 2002 г. — мэром города Червонограда Львовской области. С 2002го по 2005 г. — депутат Верховной Рады от «Нашей Украины». С 7 февраля 2005 г. — губернатор Львовской области.

«Экономические известия», 19 января 2007 г.

Нові досьє

Parimatch (Parimatch LLC)

Parimatch (ТОВ «Паріматч»)

Кацуба Олександр

Denis Gorbunenko

Горбуненко Денис Володимирович

Atayants Oleg Evgenyevich

Атаянц Олег Євгенович

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Vadim Mashurov. All about career and business

Азовець Кирило Беркаль (Кірт): Війну з Росією ми ніколи не закінчимо, якщо не здобудемо у ній перемогу