Интервью

05 Мая 2008
Лукаш: Партия регионов не колется!

Закрытый съезд Партии регионов дал толчок для появления разнообразных версий дальнейшего существования партии, чей рейтинг в последнее время начал падать. На первый взгляд, все выглядит как попытка консолидации вокруг лидера – Виктора Януковича, и ослабления группы Рината Ахметова.

С другой стороны, необходимость реформирования Партии регионов с повестки дня не снята. К тому же пребывание в оппозиции слишком многими партийцами не воспринимается.

О том, что происходит в Партии регионов и за ее пределами, «Главред» говорил с Еленой Лукаш, ставшей на последней съезде заместителем главы Партии регионов.    

«Интриги не было»

Елена, что все-таки произошло на съезде Партии регионов и почему в последний момент было принято решение о недопущении прессы?

На самом деле назвать этот съезд закрытым язык не поворачивается: там было более 13 представителей разных политических партий, более 20 общественных организаций, 36 представителей дипломатического корпуса, ряд зарубежных партий, представители Европарламента, Фонда Фридриха Эберта и т.д.

Безусловно, закрытость от прессы создала невероятную интригу и ажиотаж вокруг съезда: всем казалось, что это будет нечто. На самом деле, интриги не было – был отчетно-выборный съезд, необходимость в котором созрела давно. Ведь в последние годы наши съезды были посвящены – к сожалению или к счастью, предвыборным вопросам: выдвижением кандидатов, утверждением предвыборных программ и т.п.

Отчета и изменения устава, адаптации программы партии к новым условиям не происходило. Поэтому съезд был необходимым, важным организационным мероприятием, а не предвыборным шоу. Думаю, на самом деле интрига была излишней.

Дело в том, что разговоры о возможном расколе ПР, смене лидера и противоборстве групп влияния внутри партии идут давно. Поэтому вполне естественно, что от съезда ожидались какие-то шаги, позволяющие определить, в каком направлении будет двигаться партия...  

Никаких радикальных изменений в целях и программе ПР не произошло. Наша структура стала более мобильной.

Но тем не менее все выглядит как централизация власти в партии в руках ее лидера – мол, дан сигнал к мобилизации и прекращению «внутривидовой» борьбы, и Янукович превратился в «трехглавого дракона»...    

Нет, это всего-навсего метафора! На самом деле структура партии будет адаптирована для немедленного разворачивания в избирательный штаб и структура ее первичек будет точно такой же.

Значит ли это, что идет мобилизация под досрочные выборы – парламентские или президентские?  

Скорей всего, досрочных выборов не избежать – об этом много говорилось на съезде. Их формат, время и условия проведения пока неизвестны. Но съезд проводился, в том числе и для того, чтобы не было отдельно существующих политического и идеологического органа и отдельно – исполнительного. Речь шла об оптимизации структуры управления, а не о каких-то конкретных фамилиях. Все, кто был с партией и хотел связать с ней свою судьбу, остались и по-прежнему, в рамках своих полномочий, будут влиять на ход событий и принятие решений.

Но вот, к примеру Азаров – фактический основатель ПР, не вошел в президиум...    

Он возглавил центральную контрольную комиссию, которая будет заниматься всеми спорными и конфликтными моментами, возникающими в партии. Его деятельность будет также связана с контролем за использованием партийных средств. Думаю, у Николая Яновича только прибавится работы.

На самом деле каждый из нас получил дополнительные функции и задачи: каждый понимает, что не будет такого, что кто-то сидит в президиуме и принимает решения, а кто-то их исполняет. И часто между этими людьми, как между двумя параллельными прямыми, нет контакта.

Но, говорят, что важные решения в ПР – к примеру, составление списков, принимаются двумя людьми за закрытой дверью. Я имею в виду Януковича и Ахметова.  

Это легенда. Я присутствовала при составлении списков и отвечала за их регистрацию в ЦИК. Поэтому могу сказать, что этот процесс длиннее, сложнее и происходит при гораздо большем количестве участников и завершается съездом.                    

Легенда ли, в таком случае, что практически все ключевые фигуры ПР были после съезда недовольны, потому что никто не добился того, что хотел, в полной мере – ни Янукович, ни Колесников, ни другие?

Если кто-то и выражает недовольство, то это недовольство не съездом, а непрогнозируемой и иногда даже опасной ситуацией в стране, связанной с деятельностью ее руководства.

А ситуацией внутри ПР все довольны? И во взглядах на разные вещи – в частности, на отношение к Президенту, наблюдается единство? К примеру, Ахметова не было на съезде...

Он был на похоронах...

Да, но в Северодонецке его тоже не было.  

Что вы хотите услышать? Поверьте, этот материал – Партия регионов, не колется! Всякое бывает, и в любой семье могут возникать какие-то сложности: в партии, в которой более миллиона членов, есть различные взгляды на определенные ситуации– есть либеральное крыло, есть радикальное... Это совершенно нормально, это и есть партия! Любая партия - это организм, и очень важно, как он функционирует. Если выстроить жесткую вертикальную модель, то ничего не будет, партия не сможет работать. Дискуссии в партии были, есть и будут, но до принятия решения. После его принятия, оно исполняется.

Вы хотите сказать, что Партия регионов – образец демократии?      

Я хочу повторить, что этот материал не колется.

«Богатырева сознательно остается членом нашей партии»

Но один «камешек» все-таки откололся – я имею в виду Раису Богатыреву, которая пошла работать в президентскую структуру. Ее поступок ведь вызвал весьма неоднозначную реакцию сопартийцев, вплоть до ее исключения...

Вопрос о Богатыревой на съезде не поднимался. У всех делегатов на руках был список членов политсовета, в котором была и Раиса Васильевна, но ни один не высказал своего замечания в ее адрес. Единогласно количественный и персональный состав политсовета был проголосован высшим партийным органом.

Значит ли это, что сегодня партийцы одобряют шаг Богатыревой и ее позицию, учитывая ее слова, что в СНБО она проводит политику Партии регионов?            

Официально партия заявляла, что не поддерживает ее переход в СНБО и не видит возможности реализовывать там программу Партии регионов. Но Богатырева сознательно остается членом нашей партии. Я также хочу напомнить, что оппозиционная «Наша Украина» имела шесть министров в Кабмине Януковича, твердя при этом о своей оппозиционности и спровоцировав позднее досрочные выборы вместе с БЮТ.

А что означает обещание чистки партийных рядов? Кого имел в виду Янукович, говоря о приспособленцах, рвущихся в проходную часть списка?

Это означает честную дискуссию о моральных качествах некоторых наших «попутчиков». Она будет происходить в рамках работы Центральной контрольной комиссии партии и на местах. Хорошо, когда некая кадровая ошибка не умалчивается, а решается. Мы хотели бы более внимательно присмотреться к действиям людей, представляющих интересы Партии регионов на местах и сделать выводы. На съезде фамилии таких людей назывались. В частности, назывался мэр Северодонецка Грицишин и депутаты Северодонецкого горсовета.

Возвращаясь к интриге съезда, ожидалось, что в этом качестве будут названы другие фамилии из той или иной группы влияния – в зависимости от исхода внутрипартийной борьбы. Такое впечатление, что в преддверие съезда на ПР были надеты обручи, чтобы замедлить процесс распада...  

Процесса распада не будет.

А участия части ПР в других проектах – к примеру, в исходящем из недр секретариата Президента того же «Единого центра»?      

Невозможно! Не ищите у нас «болезни» других политических сил.

Может ли ПР поддержать идею второго президентского срока Ющенко?    

У нас один кандидат в Президенты – это Янукович. И этот вопрос тоже озвучивался на съезде. Конечно, предвыборный процесс еще не начался и формально нет возможности принять решение, но то, что кандидатом от ПР будет именно Виктор Янукович вне сомнений.

Логично, но это значит, что ПР выводит идеального спарринг-партнера для Юлии Тимошенко...  

Поживем – увидим. Мне кажется, что для Тимошенко идеальный спарринг-партнер – это народ. Просто сейчас нужно пересмотреть ее предвыборные ролики и спросить, почему не дешевеет бензин, что делать с инфляцией, где отмена призыва и т.д.? Люди ведь не настолько глупы, чтобы все время думать о том, что мешает танцевать плохому танцору.

Есть информация, что в число финансовых доноров ПР вошел Дмитрий Фирташ, причем не без помощи Сергея Левочкина. Таким образом проведена диверсификация потоков финансового обеспечения партии и отодвигание Ахметова...

Можно уже заказывать собрание сочинений «Легенды и мифы о Партии регионов». Приведу пример: из СМИ я с удивлением несколько раз узнавала, что принадлежу к так называемой группе Фирташа. Это очень серьезное открытие для меня, притом, что я не знаю этого человека, ни разу с ним не разговаривала и сложно представляю, как он выглядит. О его роли в развитии нашей партии, какой-то иной партийной или общественной организации мне неизвестно.  

Ну, на самом деле, вас относили как раз к группе, близкой к Левочкину. Левочкин в последнее время добился достаточно многого, став первым замом лидера партии. Чем объясняется такое приближение к Януковичу, не считая удивительной способности Левочкина приближаться к не последним в свое время людям в стране – Кучме, Литвину?      

Думаю, мне некорректно комментировать любого из заместителей или членов политсовета. Сергей Левочкин в партии организовывает работу секретариата – это кропотливая, сложная, ежедневная работа. Именно эта работа на сегодня за ним и закреплена.  

Есть ли в ПР консолидированное решение по поводу кандидатуры на пост первого вице-спикера парламента? Это будет Левочкин или Клюев?  

Решения фракции по этому поводу не было. Эти кандидатуры публично озвучивались, но в связи с последними событиями по Харькову вопрос о вице-спикерах на неопределенное время утратил свою актуальность.

Следует ли ожидать досрочных выборов городских властей в Харькове?  

Мы сделаем все, чтобы киевская ситуация там не повторилась.

А почему мэр Добкин просил не блокировать парламентскую трибуну по этому вопросу и заявил, что готов идти на выборы?  

Это ответственная позиция политика: он готов проверить себя в бою и подтвердить свою политическую состоятельность. Он не боится узнать доверяют ему граждане Харькова или нет. Вопрос такого доверия долго торпедируется НУНС, но тогда у меня встречное предложение: пусть Президент, у которого до 10% рейтинга также выяснит процент доверия или недоверия граждан к себе. Ведь именно оппозиция времен Леонида Кучмы все время его упрекала, что 90%  граждан ему не доверяют. Сегодня у Виктора Ющенко этот рейтинг ниже, чем у был Леонида Кучмы.

«Конституционный процесс никогда и не был под контролем Президента!»

По последнему решению в Конституционном Суде, запрещающему принимать новую Конституцию на референдуме, можно говорить о некоем тактическом союзе БЮТ и ПР. Возможен ли союз ПР с БЮТ в дальнейшем – в вопросах изменения Конституции, досрочных выборов и т.д.?

Обсуждения такого вопроса, как изменения в Конституцию, возможно только в рамках конституционной комиссии, созданной в парламенте. Я не понимаю, почему ее создание стало камнем преткновения между ВР и Банковой: КС уже в котором из своих решений разъяснил, что конституционный процесс должен происходить в Верховной Раде Украины. Каким образом без создания рабочей группы в парламенте можно будет голосовать за изменения в Конституцию? Вслепую? Если Президент и его секретариат утверждают, что эти изменения пройдут через парламент, почему происходит такое противодействие?

Потому что тогда конституционный процесс выходит из-под контроля Президента...

Конституционный процесс никогда и не был под контролем Президента! И не будет в парламентско-президентской республике! Для того, чтобы этот процесс был подконтролен Президенту, нужна президентская республика...

Но такая идея была – проект Конституции с, по сути, президентской формой правления есть в секретариате Президента и рассматривался Национальной конституционной радой. Наверное, неслучайно в другом месте – в Кабмине, родилась идея чисто парламентской республики, озвученная Юлией Тимошенко в Страсбурге...  

В 2004 Тимошенко жаждала видеть сильного Президента, в 2008 – сильный парламент.  Именно поэтому необходимо увидеть проект БЮТ и изучить его. Сегодня у нас есть только концепция Президента. В ней он изъявил желание: обеспечивать взаимодействие госорганов и органов местного самоуправления, лично вносить представление на должности судей Конституционного Суда, лично назначать и увольнять судей по представлению Высшего Совета Юстиции, возглавлять этот же Совет, назначать и увольнять Генерального прокурора, давать поручения формировать персональный состав Кабмина представителям политических сил, лично назначать и увольнять глав государственных администраций и т.д. Щедрое предложение для следующего Президента.

Каждый из нас имеет право на подобное предложении, но чья-то позиция в чистом виде в любом случае не пройдет по одной простой причине: Конституция – это общественно-политический договор. Договор, а не приказ!

Возможно ли, что БЮТ и ПР договорятся о модели парламентской республики, при которой пост Президента упраздняется, проходной барьер повышается до 7-11% и   создается двухпартийная система? И мы имеем концентрацию власти.  

Нет, такого не будет. В соответствии с проголосованной на съезде программой ПР мы движемся к завершению реформы по созданию парламентско-президентской республики.

А какие конкретные предложения, кроме реформы местного самоуправления, у вас есть? В частности, касающиеся взаимоотношений между Президентом и правительством – темы, которая важна и актуальна уже который год, в особенности после политреформы 2004-го...

У нас одно предложение – исполнять Конституцию. На самом деле разговоры о расшатанности Конституции может и имеют под собой почву, но в большей степени носят искусственный характер. Переписыванием Основного Закона вопрос его выполнения не решить.

А как, по вашему мнению, можно заставить всех – и в первую очередь власть, выполнять Конституцию?

Неотвратимость наказания за нарушение закона будет только при стабильной власти. На самом деле сегодня ненадлежащая работа чиновников, судей, правоохранительных органов, парламентариев – это зеркально связанные процессы. Пока не будет политической стабильности, желание, возможность, воля политиков наводить порядок не появятся.

Сегодняшняя разбалансировка – это не проблемы Конституции, это проблемы руководителей страны: на зеркало неча пенять, коли рожа крива. Беспокоит иное: люди устанут от псевдодемократии и внутренне будут искать человека, сильной руке которого доверятся. Неважно, как он будет называться - канцлером, президентом, гетьманом, спикером парламента или как-то еще, но те небольшие росточки демократии, которые у нас есть, не выживут. Все это может привести к рождению диктатуры в Украине. Сегодняшняя ситуация в стране безумно напоминает ситуацию в Германии 1933-34 годов.

Возможна ли отставка правительства Тимошенко в ближайшее время?

Эмоционально глядя на работу правительства – на заправках, в магазинах, в аптеках, безусловно, хочется попросить это правительство уйти в отставку. Фактически же по действующему законодательству голосование за этот вопрос в Верховной Раде ничего не дает. Юлия Тимошенко останется исполнять обязанности премьера, ее министры – также. До формирования новой коалиции, внесения представления нового премьера и формирования нового состава правительства. На сегодня возможности создать коалицию с кем-то из наших оранжевых коллег мы не видим. Поэтому голосование в Верховной Раде за отставку правительства практического значения иметь, к сожалению, не может.

Так все-таки, возможен ли союз БЮТ и Партии регионов?    

О каком союзе идет речь? О коалиции? Нет, на сегодня мы не видим такой возможности.

А, например, после досрочных выборов?  

Дело в том, что у меня есть очень сильное подозрение, что вопросы конституционной реформы и истерия вокруг него – это отвлекающий маневр. Обществу нужен хлеб. Хлеба нет – предлагают зрелища. Зрелища идут по сходной цене, кстати, зачастую за счет налогоплательщиков.

Или митинги протеста против НАТО, шарики в зале...  

Это делает оппозиция! А когда власть устраивает подобные бои Президент против Премьера, то дерущиеся несколько отвлекаются от решения насущных государственных проблем. А цель одна …

Цель – это 2010 год?    

Да, цель – это власть, которую наши «демократы» судорожно пытаются друг у друга вырвать.

«Главред», 2 мая 2008 г.

!-- discarded //-->