Сайт о тех, кто влияет на украинскую политику и экономику. Пишите нам: rudenko@rudenko.kiev.ua
ПОИСК 
Владимир Рыбак: «Антикризисная коалиция уверенно идет к конституционному большинству»     ИНТЕРВЬЮ

И если прогнозы о появлении вице-премьера по региональной политике так и не оправдаются, то, вероятней всего, Владимир Васильевич от имени правительства возьмет на себя и этот участок работы. Пока Владимир Рыбак разбирается с жилищно-коммунальной отраслью, перед которой в свете тарифной политики остается уязвимым рейтинг лидера «регионалов» и по совместительству шефа Кабмина. Поможет ли отрасли создание министерства ЖКХ, как это предлагает вице-премьер, пока непонятно, как и то, откуда брать средства, ведь реформирование жилкомунхоза - это громадные финансовые вливания. Найти ответы на эти вопросы «Главред» попытался у вице-премьера Владимира Рыбака.

«Это нормально, когда премьер возглавляет одну из самых крупных партий в Украине»

Владимир Васильевич, сегодня многие политические силы переживают внутрипартийный кризис. В частности, Партия регионов столкнулась с проблемой отсутствия стратегии дальнейшего развития, а также лидерства, ведь став премьером всей страны Виктор Янукович больше не может поддерживать родную партию, радикально отстаивая, например, позиции по НАТО и статусу русского языка. Как вы намерены решать эти вопросы?
Это недостоверная информация, а тот, кто запускает такие слухи, наверное, хотел бы ослабить в какой-то части Партию регионов, высказывая подобные сомнения. Но политика есть политика, где у разных партий – разные суждения. У нас есть четкая и понятная стратегия партии, зафиксированная в партийных документах, принятых съездом. Есть и понятная стратегия правительства. Думаю, что это нормально, когда премьер возглавляет одну из самых крупных партий в Украине. Сказать, что его что-то сдерживает, я не могу.

Но он же не может быть премьером одной партии, он премьер всей страны, и поэтому должен считаться со всеми…
Это вы так считаете, но если посмотреть на мир, в частности, на страны Европейского Союза, куда нас приглашают все, там того, о чем выговорите, точно нет. Эти страны возглавляют представители крупнейших партий, и они прекрасно развиваются, работают для улучшения жизни людей. Я думаю, на сегодняшний день система выборов такова, что люди проголосовали за Виктора Федоровича и партию, которую он возглавляет. И, дай Бог, и в будущем будет возглавлять.

Эти слова можно расценивать как то, что смена лидера в Партии регионов не предвидится?
Это у вас там в кулуарах говорят разное. Но такой вопрос ни в партийных организациях, ни на центральном уровне ни разу не обсуждался и не возникал. Мы считаем, что у нас есть достойный лидер, которого мы поддерживаем.

Так никто с этим не спорит, просто у Виктора Федоровича сегодня в правительстве намного больше других проблем, чтобы еще заниматься и партией…
Лидер партии определяет стратегические направления, в этом его роль, а подхватить все это должны руководящие органы. Есть политсовет, политисполком, президиум партии, есть региональные организации, которые осуществляют деятельность, выполняя предвыборную программу.

Это понятно, но не превратится ли Виктор Янукович в такого себе почетного главу партии, как это случилось с Виктором Ющенко, когда он стал Президентом?
Нет! Мы стараемся все делать для того, чтобы работа правительства, возглавляемого нашим лидером, получила максимальную поддержку граждан.

У нас сегодня очень много переговоров ведется с другими партиями, которые бы хотели с нами сотрудничать, кто-то хотел бы и вовсе распуститься и влиться в индивидуальном порядке в Партию регионов. Поэтому идет нормальный процесс, другого партия не обсуждает.

«Мы никогда не рассматривали коалицию с БЮТ как основной вариант»

Сотрудничество с другими партиями привело к тому, что Партия регионов проголосовала за преодоление вето на Закон о Кабмине вместе с Блоком Юлии Тимошенко. Как вы считаете, не ударит ли это по вашему электорату?
Дело в том, что это Верховная Рада, где каждая партия исходит из того, что и как им поддерживать. Думаю, что политические силы, которые хотят, чтобы в стране была стабильность, проголосовали за Закон о Кабинете Министров. Не надо драматизировать ситуацию, у нас идет совершенно мирным путем переход от президентско-парламентской системы управления к парламентско-президентской. Может это кому-то нравиться или нет, но мы обязаны действовать в рамках существующей Конституции. Сегодня все-таки нужно сделать все, чтобы три ветви власти имели свои обязанности перед народом и ответственность. Кабинет Министров сегодня получил больше ответственности, чем прав. И, прочитав закон, люди теперь вправе возложить ответственность на правительство, а до этого можно было говорить, что виноват Президент, да на кого угодно можно было показывать.

Понятно, что это процесс не простой – все живые люди. Да, какие-то права и обязанности перераспределяются, поэтому нужно садиться за стол переговоров и решать эти вопросы. А мерилом всех является Конституционный суд. Он может давать свою трактовку, а после этого - Верховная Рада вносить изменения.

Согласитесь, что в нынешних условиях для более эффективной работы правительству выгодно иметь в парламенте конституционное большинство…
Безусловно.

Но сейчас у Партии регионов может быть стабильное конституционное большинство только с одной политической силой – Блоком Юлии Тимошенко…
Нет, это совершенно не так. У нас есть 450 депутатов, каждый из которых пришел работать, а не машинально нажимать кнопки. Если вы посмотрите результаты многих голосований, то увидите, что они были проведены с более чем триста голосов. Но это ситуативное конституционное большинство.

Вы же знаете, что мы не участвовали в начале процесса создания коалиции, когда оранжевые представители уверяли всех, что парламентское большинство уже создано, объявляя, что уже все подписано и так далее. И когда все поняли, что они переругались между собой, была создана антикризисная коалиция. И кто-то напрасно ждет, что может быть завтра, в марте или апреле, она распадется. Антикризисная коалиция устойчивая, и уверенно идет к конституционному большинству.

Кстати, почему Партия регионов не пошла на то, чтобы сразу после выборов создать коалицию с БЮТ, ведь уже не секрет, что тогда все договаривались со всеми?
Да, была такая возможность, но как основной вариант мы никогда это не рассматривали. Мы работали со всеми четырьмя политическим силами.

Но голосование за закон о Кабмине показало явные плюсы от такого сотрудничества…
Вы же слышали комментарии лидера их фракции. Народу уже надоело, что все за все отвечают, а ответственность никто не несет. Поэтому мы считаем, что этим законом в условиях политической нестабильности в Украине мы взяли на себя очень большую ответственность перед народом Украины.

После повышения тарифов в ЖКХ начал падать рейтинг премьера и Партии регионов, как вы намерены с этим бороться?
Это естественный процесс, потому что меры непопулярные. Но мы пришли в августе месяце работать. Я не хочу называть фамилии, уходящее, приходящее правительство, но дважды до нашего прихода были повышены цены на газ на 110%...

Так параллельно повышались и социальные выплаты…
Если б они повышались. В августе мы проанализировали ситуацию, и оказалось, что 10 миллиардов не хватает до конца года, и в соответствии с указами Президента и нормативными документами, этими вопросами занимаются органы местного самоуправления. Их поставили в такие условия, что подходит сентябрь месяц и им не за что купить электроэнергию и газ, но я не склонен винить их в этом. Виновны те, кто сделал дважды повышение цен в течении года, не обеспечив финансовую поддержку тех людей, которые могут от этого пострадать.

Да, наш рейтинг и мы из-за этого страдаем, потому что это непопулярные меры, а деваться некуда, тем более, что на 2007 год повысились мировые цены. Наша задача была в этих условиях заложить деньги, 100% субвенций, которые по расчетам всех регионов и городов мы должны обеспечить. И мы в бюджет заложили эти деньги, может быть, за счет каких-то программ, потому что нужно защитить людей.

Ранее вашу политическую силу называли партией одного региона, эту ситуацию изменило разве что появление на ведущих ролях представителя Харьковщины Евгения Кушнарева. Однако после его трагической гибели другие региональные элиты теперь имеют полное право требовать своего представительства в руководящих органах партии. Как вы намерены удовлетворять эти запросы?
Скоро состоится съезд партии, на котором будут переизбраны руководящие органы, в частности появится новый политсовет. Естественно, мы за то, чтобы там присутствовали представители всех регионов. С приходом Виктора Федоровича мы утвердили новый состав президиума партии и позвали туда как раз представителей Харьковского, Луганского, Запорожского, Донецкого и Крымского регионов. Эту систему мы неуклонно будем совершенствовать, и в руководящих органах партии должны быть представители всех регионов. У нас же - Партия регионов, и мы не собираемся менять свою идеологию и делать какие-то резкие движения. Мы должны сегодня все сделать для того, чтобы в стране произошла децентрализация в системе управления в сторону регионов.

Уточните, пожалуйста, еще раз идеологию вашей партии…
В ноябре этого года мы будет отмечать десятилетие партии. Она с самого начала и по сегодняшний день является центристской.

«По самым скромным подсчетам в отрасль ЖКХ нужно 50 миллиардов гривен»

Вы лоббируете создание отдельного Министерства жилищно-коммунального хозяйства…
Я ничего не лоббирую, я не лоббист. Я трезво оцениваю ситуацию в Украине, в отличие от тех людей, которые хотят реформировать ЖКХ, ни одного дня не проработав в отрасли. К счастью, или, к сожалению, я более 25 лет проработал в системе управления и считаю, что полтора года назад была сделана ошибка («помаранчевой» или другой властью, - для меня это второстепенно), когда ликвидировали центральный орган управления ЖКХ. И объединили две отрасли: строительство, адаптировавшееся к рыночным условиям, и ЖКХ, находящееся на первой стадии развала. Они не могут сосуществовать вместе. А ЖКХ – самая крупная отрасль в Украине и насчитывает один миллион работающих, имеет 25% основных фондов, из которых от 60 до 80% изношены и полностью отслужили свой срок, а поэтому не подлежат модернизации. Итак, под словом «реформирование» ЖКХ мной подразумевается ряд организационных мер и громадные финансовые вливания.

Однако «серьезные финансовые вливания» - это не 4 миллиарда гривен!
Конечно. Я во время встреч с представителями регионов рассуждаю так: мы даем вам один миллиард на ремонт котельных и теплосетей. Чтобы их получить, предоставьте проекты и план того, что хотите сделать. Однако же они хотят распределения денег старым способом: мол, они сами знают, что с ними делать. Пусть они забудут об этом!

Кстати, было много нареканий со стороны глав областей и городов по поводу того, что для ремонта лифта в конкретно взятом доме отдельного поселка теперь нужно будет просить разрешения у Кабмина.
А не надо ничего просить… Пусть они сами все делают. Деньги получить – да, а на ремонт – делайте, что угодно. Кто запрещает? Так вот, зачем же они – местные руководители четырнадцати областей - жилищно-коммунальное управления ликвидировали? От этого стало улучшаться качество услуг? У людей есть сегодня возможность пойти и задать вопрос: почему тарифы повысились, а качество предоставляемых услуг стало хуже? Пускай сначала реанимируют управления, представят проекты по модернизации, а потом приходят за деньгами! И к октябрю, к примеру, они уже должны отремонтировать котельные. На это мы дадим один миллиард. И к зиме следующего года, при выполнении этого условия, зимовать начнем по-другому. А если мы будем продолжать такую же политику в течение трех лет, мы вообще снимем этот вопрос.

Второй миллиард мы даем на ремонт детских садов, школ, больниц. Пусть предоставят проектную документацию. Этот миллиард, которого регионы никогда не имели, идет на социально-экономическое развитие. Но дайте проекты! Это все делается для того, чтобы не просто так дать деньги, а точно знать в какой город на какую точно цель они пойдут. При такой политике у всех руки чистыми будут и ни к кому деньги не пристанут.

Третий миллиард. 150 миллионов из него пойдет на обновление троллейбусного парка. Но не в Белоруссии или России пусть покупают, а у нас: во Львове или Днепропетровске. Бюджетные деньги должны быть вложены в украинские предприятия, чтоб люди получили зарплату и заплатили налоги. И я хочу, чтобы в этом году мы закупили тысячу троллейбусов. Если мы сумеем выполнять эту программу в течение трех лет, то на 50% обновим подвижной состав. Следующие 200 миллионов предусмотрено на ремонт лифтов. Сегодня в Украине из 86 тысяч лифтов, 5 тысяч в нерабочем состоянии. У меня уже очередь под кабинетом из Китая, из Могилева с тем, чтобы продать нам лифты. Но они дорого хотят – 130-140 тысяч. А наши за 90 продают.

А энергосбережение? А питьевая вода? В Херсонской области 53 населенных пункта не имеют воды. Деньги пойдут исключительно целенаправленно. То есть, мы хотим поломать психологию, когда деньги просто отдаются, а потом нам рассказывают, какие сложности есть в регионах по реализации проектов. Следует работать с предприятиями таким образом, чтобы перевыполнять доходную часть бюджета: 50% доходной части должна идти в бюджет, а другие 50% должны оставаться в регионах. А в 2006 году доля местных бюджетов была всего лишь 40%. Сейчас мы сделали 45%. И с каждым годом будет увеличиваться на 2-3%.

Троллейбусы, конечно, помогут поддержать национального производителя. Но как же насчет того, чтобы покупать там, где выгодно и более качественно, тем самым, «подстегивая» национального производителя?
Есть государство, и есть собственный товаропроизводитель. Можно, конечно, идти такой логикой, которой руководствуетесь вы: оставить без работы отечественные предприятия, а потом на них нечего будет покупать, поскольку в бюджете ничего не будет. Есть же особенности развития каждой страны.

Новый жилищный кодекс: что он гарантирует?
Он гарантирует законные права каждого из нас. И не будет такого, когда потребитель принесет квитанции из жилищно-эксплуатационных контор, которые подразумевают только его обязанности.

А каким образом этот кодекс оберегает граждан от прорыва водопровода на Чернылевке?
Обязанность жэков и эксплуатирующих организаций будет расписана от «а» до «я». Сегодня монополия, существующая в жэках, не позволяет быстро решать вопросы. И там, где уже перешли на другие формы обслуживания – негосударственные – все делается гораздо быстрее. В Херсоне, к примеру, я увидел, что местная ТЭЦ обслуживавшая 50% населения города, отсоединила от себя 15 «высоток». Туда пришел частный инвестор, дал 1,3 миллиона гривен, поставил три котла, повысил цены на тепло и заключил напрямую с каждым жителем договора. Люди наконец-то получили тепло! И по тарифам, хоть и повышенным, люди оплачивают на уровне 90%. Так вот, я хотел бы, чтоб жэки знали, что у них есть ответственность перед людьми и что граждане не будут платить за услуги, которые им не оказывают.

Но не хватит же для такой огромной отрасли всего лишь 4 миллиарда…
По самым скромным подсчетам в отрасль нужно 50 миллиардов. В этом году реально есть 4 – из бюджета, 2 – из регионов. Еще восемь миллиардов мы найдем в следующем году. А в 2009-ом запланируем десять. При этом я гарантирую, что зима подойдет, а люди, так сказать, не почувствуют этого. Мы отремонтируем водопроводы и канализацию. Кроме того, если появятся объединения собственников, мы из госбюджета заменим лифты, отремонтируем крыши, подвалы. Оставим деньги для того, чтобы пришли предприятия, желающие обслуживать эти объединения.

То есть, государству выгоднее содержать объединения собственников, чем жэки?
Конечно. Жэки работают плохо. Но ломать… Долго ли, умеючи? Не стоит сейчас этого делать. Вместе с тем, параллельно создавать частные объединения нужно.

Вы думаете, что они станут между собой конкурировать?
Безусловно. Жэки вынуждены будут преобразовываться. Более того, нужно искать и другие формы управления ЖКХ – частные жэки, например. Кстати, через несколько дней будет создана единая структура, которая потребует от органов местного самоуправления четко выполнять тарифные условия. Это будет независимая организация, абсолютно неподконтрольная мэрам или еще кому-то, которая спросит с руководителей городов обоснования повышения тарифов, будет подсчитывать себестоимость тепла или воды. Потом она даст заключение, во сколько раз целесообразно повышать тарифы. А чтобы эта комиссия работала, мы утвердили методики формирования тарифов на все услуги ЖКХ.

То есть, частному собственнику может стать неинтересно обслуживать, к примеру, котельные, если будет работать такая комиссия, регулирующая полностью все тарифы?
Думаю, что это не так. Есть государство, которое не должно в этой ситуации спешить отдавать все сразу. Вместе с тем, желающий инвестировать, может включить в расчет только свои дополнительные расходы и затраты. Все. Этот процесс должен находится под контролем государства. Поскольку он затрагивает все социальные слои населения.

Глава ФГИУ провела инвентаризацию государственного имущества. Сколько его в Украине и что с ним собираются делать?
Я сегодня поставил задачу перед регионами, чтоб они хотя бы у себя вели учет, к примеру, жилья по годам постройки и степени изношенности, с тем, чтобы знать, сколько домов подлежат сносу, сколько – капремонту. Если дома будут сноситься, то на сессиях следует зарезервировать землю, утвердить генпланы, сделать прозрачную схему выделения земли через продажу на аукционах.

«Главред», 13 февраля 2007 г.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Партия регионов Украины