Сайт о тех, кто влияет на украинскую политику и экономику. Пишите нам: rudenko@rudenko.kiev.ua
ПОИСК 
Львовский губернатор Петр Олийнык: «Отдельные строители могут зарабатывать во Львове, как в Португалии»     ИНТЕРВЬЮ

- По вашему мнению, губернатор — персона политическая или крупный госчиновник?
-
В первую очередь политическая. Безусловно, уровень подготовки для управления комплексными программами должен быть высоким. Слово «управление» употреблено мною не в контексте руководства заводами или фабриками. Речь идет о создании благоприятных условий для развития бизнеса, предпринимательства, решения социальных вопросов, социальной защиты населения в регионе. Губернатор не может быть аполитичным. Он должен объединять в себе навыки политического деятеля и иметь опыт работы в управленческой структуре больших территориальных комплексов.

- Насколько глава области может влиять на политику всеукраинского масштаба?
-
Однозначно — только частично. Влияние может распространяться на разработку энергетических территориальных программ, которые ложатся в основу всеукраинских программ. То есть губернатор может быть инициатором разработки названных программ. Сильно влиять на политику государства губернатор не может.

- В данный период в Украине складывается двухпартийная система: оранжевые и сине-голубые силы. Как вы считаете, такая система положительна для страны?
- Сейчас еще рано говорить о переходе на двухпартийную систему в Украине. Если посмотреть на политическую карту Франции, Англии, то там в государстве существуют пять игроков. Плохо или хорошо, но в Украине политика персонифицирована. У нас реально существуют на сегодня три крупных политических центра: Ющенко и его команда, Янукович и его команда, Тимошенко. Александр Мороз выступает как четвертая сила, но уже частичным игроком на политической арене. По моему мнению, Украина не готова к двухпартийной системе. 

- Испытываете ли вы на себе давление со стороны Кабмина? И имеет ли право Кабмин вмешиваться в полномочия губернатора?
-
Лично я на себе давление не ощущаю. У нас много наработок хорошего сотрудничества. Одновременно есть и трения с отдельными министерствами и ведомствами. Резерв для исправления данных недопониманий еще не исчерпан. И я пытаюсь найти адекватные решения по каждому ведомству, поскольку всегда помню, что за моей спиной — простые люди региона. Кабмин имеет право вмешиваться в хозяйственные вопросы, если госадминистрация не справляется с ними — не проводит целостную политику, не определяет приоритеты социальной защиты населения.

- Будет ли создана новая политическая сила в стране в ближайшее время?
-
Возможно. Отдельные личности пытаются реализовать собственные проекты.

Были сигналы от Катеринчука, Луценко. Я много разговаривал с Юрием Луценко по данному вопросу и не советую ему создавать новый проект. Главные игроки на политической арене страны уже обозначены, их я назвал ранее. Остальные силы просто попадут под крыло той или иной крупной политической фигуры. Но если хлопцы хотят, то флаг им в руки.

- Во Львовской области существует система политических и экономических кланов? Необходимо ее ломать или лучше использовать?
-
Конечно, экономические и политические группы у нас есть. Позиция власти должна быть сосредоточена на отдалении от данных групп. При этом для всех — равные дистанции. Ведь как только власть позволит себе лечь под какую-то группу, она автоматически становится карманной властью. Я не предпочитаю ломать экономические и политические группы. А потом — их нелегко сломать. Лично я не знаю таких механизмов. Быть втянутым в войну означает терять время.

- Львовская область считается окном в Европу. Как вы оцениваете возможности реально прорубить это окно? И что мешает на данном этапе?
-
Убежден, что Львовская область действительно является окном в Европу. Но работы в этом направлении проводится недостаточно. Проекты по транспортным коридорам, реконструкции железнодорожного туннеля выполняются довольно успешно, учитывая финансовые возможности государства и региона. Но работа между правительствами Украины и Польши по вопросу таможенных границ в Грушеве, Угрыниве идет не настолько конструктивно. Очень слабенько ведется реконструкция Рава-Русской таможни. Сегодня на границах очереди. Пропускная способность не соответствует минимальным потребностям. Мы не приблизились к европейским стандартам: 35 км — максимальное расстояние между таможенными переходами. У нас — 75 км по-прежнему. Сотрудничество между Львовской госадминистрацией и Люблинским, Прикарпатским воеводствами достаточно успешное, но окончательное решение принимает правительство Украины. И часто многие проекты затягиваются надолго.

- Многие галичане уехали на заработки. Села пустеют. Какие шаги следует предпринять, чтобы уменьшить поток людей за границу в поисках заработка?
- Это является проблемой номер один для всего украинского государства, в том числе и для Львовской области, особенно горной местности. Сейчас с одной стороны у нас дефицит профессий высокой квалификации, к примеру, токарей, фрезеровщиков, сварщиков. С другой — безработица. Количество рабочих мест с каждым днем увеличивается, но вот их качество — тема для отдельного разговора. В понятие «качество» входят условия труда, зарплата. Отдельные строители могут зарабатывать во Львове, как в Португалии. Однако психологически люди предпочитают уехать за границу. Думаю, в первую очередь следует вывести зарплату на уровень $500-600.

Затем следует создать единую вертикаль технического обучения. Дети оканчивают профессиональные училища и не обладают тем уровнем квалификации, который необходим в современных условиях. Поэтому им следует проходить практику на предприятиях с высокими технологиями. Также необходимо привести в порядок систему образования в высших учебных заведениях. У нас масса институтов, но по сути дети получают только бумажку, а навыков работы минимум. Выпускники не адаптированы к новым условиям, которые существуют на рынке труда. Думаю, система высшего образования требует реформы. Большинство высших учебных заведений следует кардинально сократить в Украине и в нашем регионе.

Далее необходимо создавать привлекательные условия для инвесторов. Бюрократия давит бизнес. Мне непонятно, почему иностранное предприятие, зарегистрированное в Украине, 12 месяцев не может получить возмещение НДС.

- Планируете кадровые ротации?
- Отдельные кадровые изменения произойдут. Будут новые лица в числе моих заместителей. На сегодня я недоволен работой исполнительной службы Шевченковского района, которая на ровном месте создала проблему. Массовых кадровых чисток не предвидится.

- Должность губернатора принесла что-то новое для вас как человека?
- В моем кабинете отдельные лица дают много обещаний, но за ними исключительно слова, а дел нет. И я ощутил, что мир более циничен, агрессивен, жесток. Я понял, что резких решений не следует принимать. Я стал более последовательным, вдумчивым. Очень много грязи прошло через этот кабинет. Считаю, что глава региона должен работать пять лет. И настоящими губернаторами становятся только через год или полтора года работы. Нереально за пару месяцев все охватить и добиться положительных результатов.

Петр Олийнык родился 10 июля 1957 г. в селе Варваровка Приморского края Анучинского района России в семье ссыльных. Образование высшее, специализация — экономика и организация горной промышленности. Трудовую деятельность начинал слесарем на автобазе производственного объединения «Укрзападуголь». С 1997го по 1999 г. работал генеральным директором компании «Западпроминвест», с 1999го по 2002 г. — мэром города Червонограда Львовской области. С 2002го по 2005 г. — депутат Верховной Рады от «Нашей Украины». С 7 февраля 2005 г. — губернатор Львовской области.

«Экономические известия», 19 января 2007 г.