Этот министр отличается от других. В нем нет напыщенности и высокомерия. Он может просто сесть в метро и приехать на заседание Кабинета Министров, или же путешествовать в обычном плацкартном вагоне в "Укрзализныц". В то же время он руководит очень важным и непростым направлением - инфраструктурой Украины: дорогами, авиасообщением, связью, портами.
Для знакомства - 10 фактов из жизни Владимира Омеляна.
1. 38 лет. Родился и вырос во Львове.
2. Окончил Львовский национальный университет имени Франко по специальности «Финансы и международные отношения». Полное высшее образование получил во Львовском национальном университете «Львовская политехника» по специальности «Экономика и предпринимательство».
3. С 2000 года начал работать в системе МИД. За его плечами - работа в Министерстве иностранных дел, Министерстве окружающей среды и Министерстве финансов.
4. Два года работал в представительстве Украины в Вене.
5. После Революции Достоинства был назначен руководителем Секретариата Кабинета Министров, позже стал заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.
6. В апреле 2016 года в правительстве Владимира Гройсмана возглавил Министерство инфраструктуры.
7. 25 января 2017 на заседании Кабинета Министров глава правительства и министр инфраструктуры публично перессорились из-за тогдашнего председателя "Укрзализныци" Вольцеха Бальчуна. Как говорит сам Омелян, держаться в кресле ему помогает поддержка "Народного фронта", по квоте которого он занял министерское кресло, и лично Арсения Яценюка.
8. В октябре 2017 стало известно, что детективы НАБУ проводят досудебное расследование в уголовном производстве от 26 мая этого года по факту декларирования недостоверной информации и незаконного обогащения министром инфраструктуры Украины.
9. Жена - Светлана Бевза, дизайнер. Супруги воспитывают сына.
10. Оперный певец, Герой Украины Василий Слипак, который погиб на восточном фронте, - двоюродный брат Владимира Омеляна.
Итак, Владимир, все ли верно в этой "десятке"?
Фактически так. Есть мелкие неточности, возможно. То, что я работал в Вене 4 года, а не 2. И закончил во Львове "Международные отношения", специализация "Международное право", но это не портит общей картины.
Давайте начнем наш разговор с блиц-опроса. У Вас ответа будет 40 секунд, у нас есть секундомер, он будет как раз четко фиксировать, сколько Вы будете отвечать на этот вопрос.
Вам когда-то было стыдно за свои политические поступки? Если да, то за какие?
Однажды, когда я фактически пошел под суд отстаивать человека, с которым я лично не знаком. Но я считаю, что на тот момент - это было правильное политическое решение, потому что это было решение команды, и команда должна публично засвидетельствовать, что она такой командой является в жизни. Другие решения - мне было стыдно, что мне не давали сказать то, что я хотел. Потому на этом посту, к сожалению, приходится и удается реализовать 5-10 процентов от того, что запланировано.
Сколько стоил Владимир Омелян в 2014 году?
Это трудно измерить в цене. Слава Богу, мы отошли от рабовладельческого строя.
Будем мерить влиянием.
Пожалуй, немного. Я был на Майдане, я не выступал со сцены, но я знал, что капля формирует океан. С этой логикой я тогда пришел в Кабмин по приглашению господина Семерака.
Сколько стоит Владимир Омелян в 2017 году?
Сказать трудно. Но я думаю, что я смог донести свою позицию людям, что я хочу, ради чего я борюсь. И даже публичные конфликты – приятна поддержка украинских и западных представителей. Это важно, это окрыляет, потому что ты понимаешь, что да, трудно, ты идешь на сопротивление, но ты идешь правильным путем.
Вам когда-то предлагали взятки? Если да, то сколько всего и за что?
Неоднократно. Начиная с 2015 года, скажем так, массово, пожалуй самая большая, которая предлагалась в ненавязчивой форме, но было четко, что это предлагается, это был миллион долларов.
Вам когда-нибудь угрожали олигархи?
Да.
А за что?
Каждый раз, когда ты хочешь сломать монополию, когда ты хочешь создать рынок, когда все конкурируют на равных основаниях, и нет административного воздействия или государственного ресурса, ты получаешь сопротивление людей, которые привыкли грабить страну и налогоплательщиков. Безусловно, когда я выступаю с публичной позицией, что так больше быть не может, мы должны быть честными, во-первых сами с собой, а потом с людьми, это вызывает непонимание.
Вы верите, что когда-то Украина избавится от олигархов?
Я верю, но, по моему глубокому убеждению, ситуацию можно изменить, только сломав о колено. Здесь уже нет возможности для компромиссов, нет возможности для договоренностей, которыми так любят пользоваться наши политики. Мы должны перейти из формата голодных игр в формат карточного дома. Когда нация развивается, когда экономика стабильна, все работают по одинаковым правилам, и только политики формируют свою политическую поддержку за счет тех или иных игр, которые не все видят.
А с кем лично из украинских олигархов Вы знакомы?
Вы знаете, я не имел такой чести быть близко знакомым с украинскими олигархами. Я видел нескольких из них в различных компаниях. Но это было на уровне: "Добрый день. Меня зовут Владимир Омелян". С другой стороны там было коротко, просто Игорь или кто-то другой.
Или Ринат.
Рината не видел ни разу.
Можно ли быть в Украине министром без политической крыши?
Очень трудно без политической поддержки. И я благодарен на самом деле, что политическая поддержка есть, когда мы обсуждаем законы, которые должны изменить инфраструктурную отрасль. Я благодарен, что политическая поддержка есть, когда действительно сложно, и здесь выступает "Народный фронт" действительно одним фронтом. Но без крыши очень легко. Когда ты выступаешь за реформу, а не за прикрытие очередных каких-то схем.
Вы мечтаете стать президентом Украины?
Вы знаете, у меня нет каких-то политических амбиций, ярко выраженных. Я просто хочу быть человеком, который меняет страну. И, поверьте, для этого иногда можно быть и советником премьера, президента или секретаря СНБОУ. Но если у тебя есть реальные рычаги по имплементации реформ.
Кем Вы себя видите через 10 лет?
С такой работой, я думаю, что в то время я буду или в доме престарелых, или не знаю, чем буду заниматься. Но я надеюсь, что то, что мы пропагандируем сегодня, будет успешным. И через 10 лет будет страна другой. Как меня успокаивают мои эксперты, с которыми я имею честь работать в различных отраслях, тот же "Укравтодор", Администрация морских портов, они все говорят: "Володя. Успокойся. Через 5 лет все это исчезнет само собой. Коррупция, договоренности, взятки. Абсолютное невежество, мы тоже через это прошли". Я им верю. Но стараюсь, чтобы это было гораздо быстрее.
Спасибо, господин Владимир, за блиц-опрос. Начнем нашу основную часть программы.
Вы довольно рано попали в Киев. Имеется в виду, что сразу после выпуска во Львове Вы попали в систему МИД. Расскажите, как во времена Леонида Кучмы студенту Владимиру Омеляну удалось попасть в Министерство иностранных дел Украины?
Эта история напоминает Д'Артаньяна, который приехал в Париж с родительской шпагой и небольшим узелком продуктов. Так и в моем случае. У меня не было протекции. Свою карьеру в МИД я начал с самой низкой технической должности, даже не на дипломатической, хотя закончил профильный вуз. Но мне повезло с хорошими руководителями, мне повезло с профессиональной командой МИД. И это стимулировало мое внутреннее развитие. А дальше все пошло. Очень показательно для меня было, потому что эта ступень в МИД была дубликована в других министерствах. Если ты работаешь качественно, если ты не вступаешь в какие-то трения или интриги, а даешь тот результат, который от тебя ожидают, люди тебя замечают, люди хотят с тобой работать.
Это было при министре Борисе Тарасюку?
Я как раз попал в министерство в тот день, когда Борис Иванович ушел со своего поста. Мы с ним просто поздоровались в коридоре. Он не знал, кто я, я знал, кто он. Далее я работал с другими министрами: с и Анатолием Зленко, и с Арсением Яценюком. Каждый из них был другим, но у каждого из них я учился.
Вы работали в МИД на довольно важном направлении сейчас для Украины - это направление России. Когда Вы работали в МИД, просчитывали ли Вы возможные варианты возможной агрессии России в отношении Украины и как вообще у вас складывались отношения с Вашими российскими коллегами?
Первое мое вхождение в МИД Украины было собственно отдел НАТО и евроатлантического сотрудничества, где мне было очень легко как галичанину. Второе назначение после возвращения из Вены и работы в Министерстве экономики было труднее, потому что это действительно был сначала отдел Российской Федерации. Но я считаю, что я достойно занимался диверсиями, потому что россияне всячески пушили идею Керченского моста, его безотлагательного строительства. Этот проект не прошел, где-то на 0, 2 процента есть и моя скромная заслуга. Было оказано давление и, хуже всего, мы уже этого не помним, но это был факт, все назначения происходили через Москву. Что-либо серьезное: бизнес или политическое направление - должно был пройти согласование Кремля. Этого больше нет, и слава Богу.
Вы были в Вене, 4 года проработали. Это как раз было в тот период, когда представительством Украины в международных организациях руководил Владимир Огрызко. Да?
Огрызко, затем его сменил Ельченко.
В чем заключалась Ваша работа в Вене?
В Вене у меня были международные организации. Это организация ООН по промышленному развитию, Карпатская конвенция, по космосу, а также ряд других более мелких структур. Работа была интересная, потому что я занимался всем, чем хотел. Была масса делегаций, их надо было всех подготовить, достойно провести как переговоры, так и заседание генеральных ассамблей, других рабочих органов, это большой опыт.
Впрочем, Ваша политическая карьера началась после Революции Достоинства. Вы были руководителем Секретариата Кабинета Министров, затем были заместителем министра инфраструктуры, стали министром инфраструктуры. Вы за свою политическую карьеру кому благодарны?
Я всегда спрашивал в Пивоварского, почему он меня выбрал заместителем? И я получил ответ, что не было другой кандидатуры, которая бы лучше знала бюрократическую кухню и они собственно были тогда в поиске такого человека. Действительно, Андрей дал мне возможность себя реализовать в должности заместителя, поддерживал мое назначение министром инфраструктуры, за что я ему искренне благодарен. Безусловно, я это помню. Я очень надеюсь, что те реформы, которые были начаты при Пивоварском, я достойно продолжаю и добьюсь так же успеха.
Министром инфраструктуры Вы стали по квоте "Народного фронта". Соответствует ли действительности информация о том, что и в Кабинет Министров в 2014 году Вас приглашал Арсений Яценюк? Хотя Вы упомянули Остапа Семерака.
На самом деле это было приглашение все-таки Остапа. Но с Арсением Петровичем мы были знакомы и до этого я имел честь работать под его эгидой в МИД. У нас был контакт, но все-таки первоочередной выбор был Семерака. По моей нынешней каденции как министра инфраструктуры, безусловно, и с этого мы начинали наш разговор, что все мои успехи - это успехи «Народного фронта, а все неудачи - мои личные.
Мы уже упомянули в этой топ-10 о том, что у Вас в статусе уже министра инфраструктуры произошел конфликт с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом. Собственно, это не конфликт, скорее, это была словесная перепалка, которая была связана с тогдашним руководителем «Укрзализныци», поляком Бальчуном, давайте посмотрим фрагмент этой перепалки.
Видео: Владимир Омелян говорит о коррупции в "Укрзализныце", обращаясь к ее уже экс-главе Войцеху Бальчуну - Владимир Гройсман вмешивается (25 января 2017.).
Это то, что мы увидели публично. А что происходило за кулисами заседания правительства? К Вам подошел Владимир Гройсман и сказал: "Владимир, если Вы не хотите работать в моей команде, подавайте заявление об отставке"? Какой разговор был?
Я считаю, что у меня есть ответственность за отрасль, которую мне доверил и премьер-министр, безусловно, но в первую очередь - "Народный фронт" и проголосовал парламент. У меня есть ответственность за людей, которые работают. А это не только рабочие непосредственно, это и их семьи. Поэтому здесь не может быть компромисса между правдой и ложью. Дискуссия может быть по качеству, по скорости, по содержательному наполнению, этапности реформ. Это единственная дискуссия, которую я допускаю для себя возможной в любых переговорах. Результат реформ в "Укрзализныце" в прошлом году и в первой половине этого года мы видим. Бальчун написал заявление, очередной коллапс после первых дней его отсутствия - нету дизеля, локомотивов, заявки компаний выполняют лишь на 25-30 процентов, улучшения не произошло. Я искренне желаю успеха нынешнему временному руководителю "Укрзализныци", он действительно старается что-то сделать по корпоративному управлению, по работе с международными гигантами, теми, которых Министерством инфраструктуры убеждало зайти в Украину, в частности General Electric. Но я не уверен, насколько удастся это сделать. Ибо мы не видим качественно нового подхода к работе компании. Политики должны выйти из «Укрзализныци», должна быть сформирована качественная команда, которая публично, шаг за шагом, будет доказывать свой профессионализм.
Сейчас, когда Вы говорите о политиках, которые должны выйти из "Укрзализныци", очевидно, Вы имеете в виду не только политиков, должности, но и политиков, которые имеют бизнес на "Укрзализныце".
Безусловно.
А почему, по Вашему мнению, все-таки поляку Бальчуну не удалось реформировать "Укрзализныцю"?
Он не хотел этим заниматься, в этом главная проблема. У него был вопрос финансового обеспечения и спокойных условий работы. "Укрзализныця", Министерство инфраструктуры не допускает возможности прихода на работу на 9-10 утра, покидание офиса в 15-16-й и не быть на работе неделями. Он себе это мог позволить, выстроив политическую крышу. За что, я считаю, поплатился, потому что его отставка была вынужденным, а не добровольным шагом.
В марте 2017 года в интервью интернет-изданию "Главком" Вы заявили, что если бы не поддержка "Народного фронта" и лично Арсения Яценюка, Вас бы давно уже смешали с бетоном. Цитирую: "Думаю, что, если бы у меня не было этой поддержки, меня бы уже где-то с бетоном мешали бы в каком-то отдаленном районе Киева". "Главком", 9 марта 2017 года.
Когда Вы говорите о бетоне, то это образно, или кто-то все-таки из олигархов, с которыми Вы общались даже издалека, обещали Вас закатать в бетон?
Я думаю, что все-таки это можно в переносном значении сказать, что речь шла о экспериментальных переносных бетонных дорогах, которые мы сейчас пропагандируем и надеемся наконец-то со следующего года начать строить в Украине. Человеческий материал прочный, даже с бетоном может конкурировать. Если говорить откровенно, то угрозы есть постоянные. Я не хочу бравировать этим, но это сознательный риск. Люди идут на сознательный риск, уходя на фронт, люди идут на сознательный риск, работая в ужасных условиях. На той же железной дороги, посмотрите, как ездят машинисты в локомотивах. Поэтому я считаю, что будет безответственно, если я для себя сделаю комфортное окружение, буду считать, что, давая хорошие презентации, я осуществляю реформу. Да, я должен идти на риск.
В конфликте с Бальчуном победу одержали Вы. "Укрзализныця" как была, так и есть подчинена напрямую Кабинету Министров. Решение не отменено, правильно?
У нас есть четкое решение суда, причем первой и апелляционной инстанции, что Кабмин не имел права этого делать, и решение Кабмина должно быть отменено. Я благодарен суду за то, что он в этой ситуации стал на мою сторону. Я все-таки считаю, что это было бы поспешным ходом. В итоге, когда сформирован наблюдательный совет, когда компания полностью перешла на корпоративное управление и действительно является прозрачной и эффективной, уже не важно, какое министерство занимается наблюдательной функцией. Или это Министерство инфраструктуры, или Министерство информационной политики. Но на этом этапе, когда "Укрзализныця" фактически балансирует между гибелью и хронической болезнью, я думаю, что такие вещи как минимум необдуманные.
По Вашим оценкам, сколько времени должно пройти, чтобы "Укрзализныця" была современной европейской компанией, где потребители-пассажиры получали бы те необходимые все услуги, за которые они платят, а те, кто занимается грузоперевозками, не выкупали бы вагоны у одного олигарха или другого для того, чтобы перевезти товар с востока на запад?
Эта реформа, которую мы сейчас всячески, с болью продвигаем, должна была состояться еще 10 лет назад. Ее искусственно, я убежден, останавливают, не дают проголосовать в парламенте и имплементировать в жизнь. Потому что эта реформа предусматривает абсолютно нормальную кампанию качественного западного образца. Это не выгодно никому. Тем людям, которые традиционно живут и за счет ресурса Украины, и за счет "Укрзализныци". Этим людям, которые традиционно рассказывают, что мы там от того-то, и собирают коррупционный налог с любых видов товаров, или услуг, или сервисов, которые предоставляет "Укрзализныця". С реформами мы очень опоздали. Но я все равно убежден, что упорная работа в течение 3 лет может дать системный результат. Качественное улучшение в пассажирском сервисе и в грузовых перевозках возможно обеспечить в течение года, если бы этого хотелось. То, что происходит в "Укрзализныце" сейчас, не происходило никогда, в таком плохом состоянии.
А у кого находится эта волшебная палочка, от которой "Укрзализныця» превратится из тыквы в красивую карету?
В тех нескольких людей, от которых зависит не только судьба "Укрзализныци", но и, скажем, "Нафтогаза" или "Укрнафты", многих других огромных государственных монополий, которые де-юре мега-убыточные, а де-факто приносят многомиллионное или многосот миллионное состояние определенному кругу лиц в течение года. Я убежден, что премьер-министр, который взяв на себя ответственность за "Укрзализныцю", достигнет желаемого результата.
То есть, условно говоря, в Украине есть 10 людей, от которых зависит судьба будущего "Укрзализныци".
В Украине 10 человек, от которых зависит будущее Украины.
(Продолжение следует)