24 Июля 2007
"Принц" юстиции
Управляющий партнер юридической компании «Лавринович и партнеры» Максим Лавринович, утверждает, что не использует возможности отца — министра юстиции в бизнесе.
Управляющий партнер юридической
компании «Лавринович и партнеры» Максим Лавринович, утверждает, что не
использует возможности отца — министра юстиции в бизнесе.
Работать
Максим Лавринович начал с первого курса института. «Это была
туристическая фирма «Дива», где я заработал свои первые деньги за
юридические услуги», — вспоминает он. Позже, студентом четвертого курса
Лавринович устроился на должность юриста в редакцию спортивной газеты
«Команда». «Мне необходимы были деньги, чтобы ни от кого не зависеть»,
— рассказывает юрист. Через пять лет он создал свою юридическую
компанию.
– Почему вы не решились создать свою компанию сразу после окончания университета?
- Многие мои одногруппники именно так и поступали — сразу же после
пятого курса организовывали свои фирмы. Я решил пойти другим путем —
для начала набраться опыта, а лишь потом начать свое дело — и не
прогадал. Еще до окончания университета я занялся поиском постоянной
работы, и меня взяли в небольшую, но профессиональную юридическую фирму
«Юрсервис Консалтинг Компани». Весной 2001 года я увидел вакансию
юриста в компании Arthur Andersen (которая через пару лет вошла в
состав Ernst & Young).
– Известно, что вы работали в одной из крупнейших юридических
фирм «Шевченко, Дидковский и партнеры». Почему вы оттуда ушли – не
устраивала зарплата?
– В этой компании я долго не проработал, так как чувствовал, что я в
большей степени бизнесмен, чем юрист, и перспектива открытия своей
компании радовала меня больше.
– Много средств вложили в открытие своей фирмы?
– Основные затраты составила аренда помещения, которая в то время у нас
составляла около 1,5 тысячи долларов. Сейчас аренда такого помещения
может обойтись в три тысячи долларов. К этому нужно добавить деньги на
покупку компьютеров и оргтехники 4-5 тысяч долларов, зарплата персоналу
– 5 тысяч долларов. Таким образом, для организации небольшой
юридической фирмы необходимо иметь 10-15 тысяч долларов.
– И долго вы ждали своих клиентов?
– Уже до открытия фирмы у нас была своя клиентская база еще с
предыдущих работ. Проблема была в другом. Не имея сначала своего
помещения, нам приходилось вести переговоры с клиентами на «нейтральной
территории» — в ресторанах, кафе и т. д. В первые месяцы работы нашим
главным заданием было найти квалифицированных работников. А клиенты
будут тогда, когда будет голова и репутация.
– То есть поначалу вы не тратили средства на рекламу?
– Найти клиента по рекламе в прессе сложно, в основном он на нее не
купится. Главное – репутация. К тому же цены на наши услуги для
клиентов были на порядок ниже, чем в аналогичных компаниях. Своей
рекламой мы начали заниматься лишь через два года после открытия.
Имиджевую рекламу мы используем лишь для поддержания статуса. Мы
ежегодно тратим около 40 тысяч долларов на рекламу.
– Обращались ли вы за помощью к отцу, открывая свою компанию?
– Нет. Более того, специально дождался того момента, когда отец отошел от государственных дел.
Тем более, 80% клиентов нашей компании составляют крупные иностранные
фирмы, которым абсолютно все равно, кто такой Лавринович. Их интересует
лишь цена-качество.
Люди, которые обращаются к нам, имея в голове привязку к моему отцу,
как правило, к офису нашей компании не доходят. Когда мне звонят
клиенты, я спрашиваю их о сути вопроса. Если мне отвечают, что это не
телефонный разговор, то я сразу прекращаю такое общение.
– Говорят, что юристов «Лавринович и партнеры» не встретишь в суде. Почему?
– Мы стараемся избегать судебных процессов и пытаемся отговорить
клиента от них. Это объясняется очень просто: наше законодательство еще
далеко от идеального, а судебная система нестабильна. Поэтому
гарантировать своему клиенту выигрыш в судебном процессе мы не можем.
Хотя недавно у нас был позитивный опыт одного судебного процесса.
Предприятие, входящее в состав «Нафтогаза», поставило Кременчугскому
заводу технического углерода природный газ с примесью воды. В
результате заводу были нанесены большие убытки, и дело пришлось решать
в судебном порядке.
– Компания McDonald's числится среди клиентов вашей фирмы. Какие проблемы вы помогли им решать?
– McDonald's была одним из первых наших клиентов. Мы вели дело,
связанное с конфликтом между ними и их арендодателями относительно
бизнесс-центра «Крещатик Плаза». Владельцы этого торгового центра
пытались пересмотреть договор аренды и навязать McDonald's свои
условия. Нам удалось доказать, что эти требования безосновательны. Со
стороны владельцев помещения были попытки силой забрать это здание.
– Цена часа работы юриста в ведущей юридической компании Киева
составляет 250-450 долларов. Сколько стоит час работы вашего
специалиста?
– У нас это от 50 долларов за час работы младшего юриста до 250
долларов управляющего партнера. В среднем 150-160 долларов в час. Это
на 50% дешевле, чем на рынке юридических услуг.
– Юридические компании жалуются на дефицит профессиональных кадров? Как этот вопрос решается у вас?
– В среднем мы тратим от 500 долларов до 10 тысяч долларов в год на
подготовку юриста. Также, кроме профессиональных навыков, наш сотрудник
должен владеть иностранным языком, ведь большая часть наших клиентов –
иностранные компании, и практически вся документация ведется на
английском языке.
– Известно, что компания «Пукшин и партнеры» «обслуживает»
Секретариат президента. Не предлагал ли вам отец «помогать» Кабинету
Министров?
– Все дела, связанные с Кабинетом Министров, Верховной Радой и
Секретариатом президента мы обходим стороной, и если к нам обратится за
помощью одна из этих структур, мы ей откажем.
– То есть вы избегаете сотрудничества с госструктурами?
– Я бы так не сказал. Просто нам легче вести дела с частными фирмами,
где не возникает различных бюрократических преград. Кроме того,
процедура привлечения госпредприятиями юридических фирм достаточно
сложна, да и общий долг некоторых из них перед нами составляет около
200 тысяч гривен.
Несмотря на это, мы рады сотрудничеству с такими госпредприятиями, как НАЭК «Энергоатом», «Турбоатом», Одесский морской порт.
– Если госструктуры должны вам такие деньги, то почему вы не прекратили работу с ними?
– Это перспективное направление бизнеса, и никто не знает, как
изменится ситуация в стране через пять лет. Одним словом, с
государством, как и любым другим клиентом, мы должны дружить.
– Судились ли вы с государственными органами?
– Как-то мы вели спор между компанией Proctеr & Gamble и налоговой
инспекцией о неуплате налогов. Сумма иска госструктуры – много
миллионов, но нам удалось успешно завершить это дело в пользу своего
клиента.
– В мае этого года вы открыли представительство вашей фирмы в Чикаго. На кого ориентированы услуги американского офиса?
– В первую очередь, на украинскую диаспору, которая планирует открывать
свой бизнес в Украине. Преимущественно это касается инвестиций в
украинскую недвижимость. Мы стараемся привлечь клиентов еще в штатах,
до того, как они начинают поиск советника в Украине.
– Говорят, вы имеете отношение к спору c реприватизацией «Лугансктепловоза»?
– У нас были некоторые дела, связанные как с приватизацией, так и реприватизацией крупнейших компаний Украины.
Так, наша фирма стояла на стороне инвестора в одном из наиболее нашумевших дел по реприватизации в нашей стране.
Прецедентное право Европейского Союза говорит о том, что если органы
власти допустили ошибку при продаже предприятия, то лишь они за него
несут ответственность.
– А как же прецедент с реприватизацией «Криворожстали»?
– Это была больше политическая реприватизация, чем юридическая. Первый
раз ограбили государство, когда продавали предприятие, второй раз
пострадал сам инвестор, у которого забрали предприятие.
"Дело", 24 июля 2007 г.