Интервью

18 Апреля 2008
Александр Бондарь: Балога — проблема, которую Президент создал для себя
Первый заместитель главы специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Александр Бондарь уверен, что условия продажи «Укртелекома», которые лоббировал секретариат президента, выписаны специально под Ахметова.

Первый заместитель главы специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Александр Бондарь уверен, что условия продажи «Укртелекома», которые лоббировал секретариат президента, выписаны специально под Ахметова.

Объясните, чем мотивировано решение президента о приостановке приватизации нескольких облэнерго и Одесского припортового?

Я считаю, это неправильное решение. Оно вредит экономике и имиджу президента и страны в целом. Если конкурс оглашен, а инвесторы проявили интерес, такие действия, которые предпринял Виктор Ющенко, исключены вообще. Можно было договориться с Юлией Тимошенко и не выставлять эти объекты на продажу. Но это следовало делать, когда все было на этапе утверждения конкурсных условий, но не сейчас!

Тогда чем же руководствовался глава государства?

Я думаю, что это эмоциональный ход Ющенко, чтобы надавить на Тимошенко. Это очередное объявление войны. Если Одесский припортовый продан не будет, а этого добивается Секретариат, бюджет можно считать проваленным, равно как и социальные выплаты. Не знаю, какие аргументы найдутся потом, чтобы обвинить в этом провале Тимошенко. Я на месте президента дал бы возможность провести конкурс по приватизации Припортового. Ведь там такие условия прописаны, что он мог и не со-стояться.

Почему?

Одно из условий — за три года поднять зарплаты до уровня европейских. Я считаю, что для любого украинского предприятия это неподъемно. В условиях по продаже «Укртелекома» была аналогичная позиция, но я добился, чтобы ее сняли. Если такие условия конкурса проблемны для покупателя ОПЗ, то для будущих собственников «Укртелекома» это не является препятствием. Если ОПЗ начнет выдавать такую зарплату своим сотрудникам, его продукция станет неконкурентоспособной. А вот сотрудников «Укртелекома» при таких условиях содержали бы потребители. И если бы конкурс провели, а он не состоялся бы по причине отсутствия покупателей, это было бы поражением Тимошенко.

А когда мы не знаем, поданы ли заявки на конкурс и есть ли покупатель, — это не рыночный метод. Я, находясь в блоке «НУ — НС», всегда поддерживал Ющенко именно за то, что он либеральный политик и экономист.

Может быть, президента кто-то спровоцировал на подобный шаг?

Понятно, что отмена конкурса не является личной позицией президента. К сожалению, это и обостряет ситуацию в коалиции, накаляет атмосферу в Кабмине. Я считаю, что отмена конкурса — совершенно ненужное и экономически не взвешенное решение.

Насколько известно, на недавней встрече коалициантов обсуждался вопрос отставки Балоги, который поднял Александр Омельченко. Вы сторонник такого сценария?

Есть очень много проблем с главой Секретариата. В первую очередь это сказывается не на «НУ — НС», а на БЮТ. Я думаю, что это не уровень коалиции — поднимать такие вопросы. Считаю, что должны пойти оба руководителя фракций и поговорить с президентом. Понятно, что Вячеслав Кириленко не готов к такой беседе.

Вы же помните, у нас принимались решения и по Табачнику, и по Медведчуку (в свое время работали главами администрации президента Кучмы. — «ДЕЛО»). Но никогда президенты не обращали на это внимание.

И все же, если бы вас спросили, убирать Балогу или нет, вы бы как ответили?

Я лично с Балогой не работаю. Я с ним, по большому счету, не общаюсь. Для себя я не вижу проблемы в Балоге. Вместе с тем я вижу в нем проблему для коалиции. И ее следует решать на уровне руководства. Могу только сказать, что возможный распад коалиции связан с его действиями напрямую.

Чем же тогда Балога так удобен президенту?

Нужно у него (Ющенко. — «ДЕЛО») спрашивать. Проблема Балоги — это проблема президента, которую он сам же и создал. Он же должен ее и решить. Вместе с тем, я думаю, что Ющенко полностью устраивает Балога, ведь он полностью выполняет задания, которые ему дает президент.

Это еще вопрос: кто кому задания раздает…

Я не хочу лезть в эти дебри. У нас есть другие депутаты, специализирующиеся на этом вопросе, пусть они и говорят на подобные темы.

На прошлом заседании Кабмина был утвержден план приватизации «Укртелекома». Может ли и его постигнуть судьба Одесского припортового?

Я придерживаюсь того мнения, что правительству вообще никаких конкурсов проводить не стоит в нынешних условиях.

Почему?

Чтобы хоть как-то поддержать имидж Украины. Гораздо лучше вообще ничего не объявлять, чем делать это, а потом отменять. Для Тимошенко этот вариант будет очень сложно принять, ведь она должна наполнить бюджет. А президент, судя по всему, будет делать все возможное, чтобы она его не наполнила. Я думаю, что премьер принципиально утвердит правила конкурса по продаже «Укртелекома», а президент его так же принципиально отменит. В такой ситуации мы будем находиться долго. Многие годы я критиковал Тимошенко за ее популизм и левые взгляды. Но теперь они с Ющенко поменялись местами. Я уже не знаю, как себя вести и что делать, ведь президент изменил свой курс.

Тимошенко рекламировала ОПЗ за границей. Она и дальше будет это делать, повсеместно обвиняя президента в срыве приватизации. А для лидера нашего блока (Ющенко. — «ДЕЛО») это не несет ничего, кроме негативного имиджа.

Получается, что отмена конкурсов не выгодна никому?

Почему же? Большинству она как раз выгодна. Если бы это был такой конкурс, который проводила глава Фонда госимущества Валентина Семенюк по «Лугансктепловозу», я бы первым шел к президенту с просьбой его отменить. Но почему-то тогда Ющенко не издавал указы об отмене. А сейчас мог быть проведен абсолютно прозрачный конкурс по ОПЗ, выгодный только таким реформаторам, как я, и западным инвесторам. Но он невыгоден для тех коммерческих структур, которые заинтересованы в непрозрачной покупке. Никто в Украине не сможет выиграть прозрачный конкурс по ОПЗ. Итого: все отечественные олигархи «против», да и российские тоже.

Возможно, кое-кто из Секретариата президента хочет сделать так, чтобы предприятием завладел кто-то из приближенных бизнесменов?

У меня нет достоверных данных на этот счет. Но такие желания были, и Семенюк готовила письма, призывающие отменить конкурс. И я больше чем уверен, что и олигархи выходили с такими просьбами в Секретариат.

То есть приватизация в этом году не состоится?

Вы же видите, ситуация будет доведена до абсурда: все, что будет объявляться, тут же остановят.

Насколько, в связи с нынешней политической неразберихой, упала цена на ОПЗ и «Укртелеком»?

Цена падает каждый год, вне зависимости от ситуации в политике. Эти объекты попросту становятся банкротами по «методу Ахметова».

К тому же объявление конкурса и его последующая отмена снижают ликвидность объекта на порядок. Кроме того, на заседании Кабмина эксперт Александр Пасхавер предложил не допускать к конкурсу зарубежные компании, государственная доля в которых выше 25%. И правительство с этим согласилось. Тем самым мы отсекли сразу несколько претендентов, как то «Франстелеком» и «Дойчетелеком», и автоматически снизили цену. Россияне пройдут, а западные — нет. Итак, конкурс может ограничиться двумя российскими компаниями и турецкой, связанной с Ахметовым. Такая ситуация устроит многих, лоббирующих бизнес россиян и Ахметова. Но я не думаю, что этого хочет Тимошенко.

В списке претендентов на «Укртелеком» и ОПЗ есть несколько непрофильных компаний — Pricewaterhouse-Coopers и Concorde Capital. Какие структуры могут за ними стоять?

Я сторонник того, чтобы в конкурсе участвовали промышленные инвесторы. Но Кабмин предложил другую схему. Кто стоит за названными вами компаниями, мы можем не узнать до момента покупки и переоформления права собственности. Это расширяет круг покупателей.

Кого вы считаете наиболее вероятным претендентом на «Укртелеком»?

Какой смысл это обсуждать, если я больше чем уверен, что конкурс не состоится. Аргумент президента о том, что нет новой программы приватизации, можно применить к любому объекту.

Почему Ющенко не соглашается на увольнение Семенюк?

Аргументация одна: Семенюк — человек, который саботирует все решения правительства и является давним врагом Тимошенко лично. Но это временный союз. Кроме этого, ничего общего у Семенюк с президентом быть не может. Стать президенту-либералу на сторону Семенюк — означает значительно испортить себе имидж.

Что вы думаете об Андрее Портнове как о кандидате на пост главы Фонда?

Он молодой способный человек и хорош тем, что не будет препятствовать продажам и приватизации. Любой человек лучше, чем Семенюк в данном случае. А Портнов проводил бы линию Кабинета Министров в сфере приватизации, которую я сейчас поддерживаю. У меня есть, конечно, претензии к Тимошенко по поводу ее экономической политики, но в том, что приватизация нужна, она права.

Есть шансы остановить конфликт между Ющенко и Тимошенко?

Я думаю, что премьер в ближайшее время сделает какой-то опасный для президента шаг и Ющенко поймет, что это уже чревато серьезными последствиями. Ясно, что она сделает это с «регионалами». Переговоры идут давно, просто нужно было набрать критическую массу для дальнейших серьезных действий.

С какой частью Партии регионов — с Януковичем или с Ахметовым?

Андрей Клюев на заседаниях в Верховной Раде почти постоянно находится на «территории» БЮТ. А Колесников, судя по всему, не выходит из Секретариата президента. Ведь ясно, что для Януковича Ющенко является большим врагом, чем Тимошенко. Хотя это все очень ситуативно.

Инфо. Александр Бондарь

народный депутат Украины, первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии по приватизации, заместитель главы Украинской республиканской партии «Собор»

Родился 7 января 1955 года в Киеве.

В 1977 году окончил Киевский государственный университет им. Т. Шевченко, факультет экономической кибернетики.

До 1990 года — экономист, программист.

С 1990 года — на государственной службе.

1990-1992 годы — депутат Московского райсовета Киева по экономическим вопросам.

1992-1994 годы — начальник управления приватизации Киевской горадминистрации. Провел процесс малой приватизации.

1994-2006 годы — работал в Фонде госимущества на руководящих должностях.

С 2006 года — народный депутат.

Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины.

66-й номер в списке блока «НУ — НС» занимал Александр Бондарь на последних парламентских выборах

455 млн. грн. поступило от приватизации в 2008 году в госбюджет.

В 2007 году поступления от приватизации составили 2,5 млрд. грн.

В 2006-м — 522 млн. грн.,

в 2005-м — 20,7 млрд. грн.

«Дело», 18 апреля 2008 г.

!-- discarded //-->

Новые досье

Parimatch („Parimatch“ LLP)

Parimatch (ООО "Париматч")

Кацуба Александр

Denys Horbunenko

Горбуненко Денис Владимирович

Atayants Oleg Evgenyevich

Атаянц Олег Евгеньевич

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Азовец Кирилл Беркаль (Кирт): Войну с Россией мы никогда не закончим, если не одержим в ней победу