Интервью

20 Декабря 2007
Арсений Яценюк: «Все депутаты приходят ко мне в кабинет, как к себе домой»
Разговор с Арсением Яценюком состоялся сразу после голосования за новый состав правительства Юлии Тимошенко, в коротком перерыве перед согласительным советом фракций парламента, на котором обсуждали раздел комитетов парламента. Несмотря на напряженные десять часов работы, председатель ВР пытался шутить и демонстрировал некую расслабленность. День удался!

Разговор с Арсением Яценюком состоялся сразу после голосования за новый состав правительства Юлии Тимошенко, в коротком перерыве перед согласительным советом фракций парламента, на котором обсуждали раздел комитетов парламента. Несмотря на напряженные десять часов работы, председатель ВР пытался шутить и демонстрировал некую расслабленность. День удался!

Вы уже свыклись со статусом спикера?

Думал, будет намного хуже. Но украинский парламент образца 2007-го года – это не парламент 1997-го. То, что сегодня удалось провести процедуру голосования поднятием рук – заслуга не только представителей большинства, а и меньшинства. Несколько лет назад такое голосование не состоялось бы.  

Так что я почти освоился. Много говорить – судьба любого политика, а тем более спикера. Главное – говорить по сути, я стараюсь быть формалистом в части постановки вопросов на рассмотрение, толкования норм регламента, украинских законов. Иногда могу пошутить – для зала это определенная разрядка.

В чем заслуга меньшинства?

В том, что дали возможности проголосовать, пошли на изменение формы голосования. Заслуга меньшинства и в том, что они демократично передали власть. Это исторический день для Украины.

Вас утвердили на должность спикера уже после того, как фракция НУ-НС поддержала кандидатуру Вячеслава Кириленко. Какие у вас с ним отношения? Часто ли общаетесь?

Я с Кириленко общаюсь каждый день. И я очень ценю его поступок, хотя и постоянно подкалываю по этому поводу: «Ну, ты, Славик, мне удружил, когда уступил место!». Вячеслав поступил не только как настоящий политик, но и как настоящий друг. Поймите, это было не мое личное желание – идти на должность, это было совместное решение, которое инициировал президент Украины. И хочу подчеркнуть, что если бы я был на месте Вячеслава, я бы сделал то же самое.

Во фракции НУ-НС сейчас непростая ситуация, нет единства…

Там, где есть демократы, ситуация всегда непростая. Просто только в армии.

Я в парламенте новичок, но уже заметил, что депутаты ссорятся-ссорятся, а потом договариваются, и после того, как скажут, что ни за кого голосовать не будут, приходят в зал и голосуют.

Ваше назначение не усилило водораздел внутри президентской фракции?

Никоим образом. Я не даю никаких оснований для так званого раздела. Во время назначения на должность спикера я огласил свой принцип, которому буду следовать, находясь на этом месте: «Я – один из 450-ти». Все депутаты приходят ко мне в кабинет, как к себе домой. И это нормально. По моему мнению, если работать в формате, при котором спикер – один из трех (то есть, президент, премьер-министр и председатель ВС), а не один из 450-ти, то ничего не получится.

Ваш коллега по фракции Борис Тарасюк предлагал президенту освободить от должности руководителя Секретариата Виктора Балогу за то, что он противодействовал созданию коалиции БЮТ и НУ-НС

Давайте больше объективности…

Но ведь есть люди в НУ-НС, которые поддерживают этот тезис…

Все это сплетни. Я пришел работать в Секретариат тогда, когда там была очень тяжелая обстановка – период кадрового голода. В сентябре 2006-го года Виктор Балога был назначен на должность главы Секретариата, а за ним был назначен первым заместителем Яценюк. Это был этап тяжелой политической борьбы, 300-та голосов в парламенте, голосование за закон о Кабинете министров. Это было время, когда никто, кроме Яценюка и еще нескольких людей, не выступал с критикой правительства. Не надо и забывать, что Виктор Балога был одним из основных идеологов роспуска Верховной Рады… Эту страницу современной истории мы уже что, перевернули? Все – новые идолы появились? Я знаю реальную ситуацию и думаю, что обвинения в адрес Виктора Ивановича не имеют под собой никаких оснований.

Какие у вас сейчас отношения с Балогой?

Нормальные, как и со всеми остальными.

Это вы не с ним говорили по телефону, когда шло голосование за Тимошенко?

Нет. Я разговаривал с президентом.

Это правда, что именно Виктор Ющенко нашел аргументы и убедил Юрия Еханурова проголосовать за Тимошенко?

Сегодняшнее голосование было исключительно заслугой президента. И власть Юлия Владимировна действительно получила из рук президента и, конечно, народных депутатов.

Какие сегодня главные раздражители внутри коалиции?

Раздражителей много, но нет четко выраженных. Это простые человеческие вещи. Кому-то не досталась руководящая должность, кто-то кому-то не нравится, но после бурных дискуссий демократическая коалиция приняла единое согласованное решение.

А с чем была связанна такая радикальная позиция Юрия Еханурова? С тем, что президент подал его кандидатуру на пост на министра обороны? Кстати, почему не Анатолия Гриценко?

Для меня это тоже стало новостью... Накануне я с Анатолием Гриценко разговаривал по поводу передачи его документов в аппарат Верховной Рады на позицию министра. Думаю, есть какие-то основания и обстоятельства – по-другому не бывает. А сегодня (во вторник – «Профиль») Ехануров отстаивал президентскую позицию в разделении министерских портфелей, потому что квоту НУ-НС не сберегли в полном объеме. Ехануров боролся за представителей НУ-НС.

Вам отводят роль противовеса премьеру Юлии Тимошенко и говорят, что именно поэтому президент остановился на вас вместо лояльного к Юлии Владимировне Кириленко. Насколько это соответствует действительности?

Председатель ВР в обязательном порядке обеспечивает парламентский контроль над исполнительной ветвью власти. Успех зависит не столько от того, как часто мы будем «гладить» друг друга по голове. Успех будет зависеть от того, насколько будут конструктивны наши диалоги, сначала при закрытых дверях, чтобы не выносить на публику. А если не будет консенсуса, будем выносить на публичный уровень, в зал парламента. Но, думаю, что прошло то время, когда политики должны были лишь получать удовольствие от успехов. Сейчас не об успехе идет речь, а есть факт получения огромной ответственности, которая в первую очередь лежит на Кабинете Министров. С этой ответственностью нужно справиться. Я готов помогать как руководитель Верховной Рады, как народный депутат, как человек, который разделяет задекларированные ценности. Но при этом, как писал классик – «у каждого своя доля и свой шлях широкий».

Сможет ли коалиция в составе 226-228 голосов обеспечить результативные голосования за предложения правительства?

В мировой истории есть много примеров таких коалиций. Как правило, их формируют в устойчивых демократиях. Понятное дело, будет много вопросов во время голосований за законы. Я не исключаю формирования ситуативного большинства по тем или другим законам. Это нормальное явление, которое существует в других парламентах. Например, в парламенте Великобритании ключевая основа принятия решения – консенсус, то есть, когда оппозиция соглашается с большинством. Лишь те решения, по которым нет консенсуса, ставят на голосование – точно такое же, поименное, какое сегодня происходило в Украине.

Голосование руками теперь будет привычным делом в украинском парламенте?

С одной стороны, это новая процедура, а с другой – в ней нет ничего нового. Мне дали сведенную справку, какие существуют формы голосования в европейских парламентах. Оказывается, электронная система голосования там вспомогательная, а не основная. А основная – это индивидуальное физическое голосование.

Чья это была идея – голосовать поднятием руки?

Регламента. А процедуру я лично прописал на своем компьютере, при этом все председатели фракций помогали. В результате и вышел единогласно принятый документ.

У вас уже есть план, как объединить обе половины зала?

Сложная задача. Я уже говорил, что задание спикера – объединить то, что не объединяется. Но приблизить их нужно и возможно. Если бы у коалиции было 300 голосов, это была бы одна ситуация. А поскольку коалиция имеет грань в два голоса, то дальнейшая законотворческая и законопроектная работа будет зависеть от того, насколько мы сможем найти точки соприкосновения с меньшинством. Сегодня большинство и меньшинство в парламенте равновеликие. Важным есть то, что об оппозиции заявила лишь одна фракция – Партии Регионов. Давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события. Присоединятся ли к оппозиции еще две фракции, которые не входят в большинство.

Вы собираетесь вступать в «Нашу Украину» или вновь созданную партию на базе НУ-НС?

Нет. Я – беспартийный, и это моя принципиальная позиция, которую я высказывал перед выборами. Только в случае, если речь пойдет о новой партии, я буду рассматривать вопрос о партийной принадлежности. Это хорошо, что я – не член партии. Я сегодня не скован никакими партийными ограничениями.

Ваше избрание 227-ю голосами «за» не усугубило раскол зала?

Я надеялся на то, что у представителей Партии регионов, Блока Литвина, Партии коммунистов не будет персональных возражений. Их и не было. Были политические возражения. Они приняли решение, что воспримут кандидатуру председателя Верховной Рады, но не будут отдавать за нее голоса. Это право народных депутатов. Но это никоим образом не снимает с меня обязанности быть председателем целой Верховной Рады, а не ее половины, вне зависимости от того, отдавали все фракции за меня голоса или нет.

Как вы заставили представителей Партии регионов убрать два стула из прохода к вашему креслу?

Разными. Если я вам расскажу об аргументах, дальше будет неинтересно. Вы же должны понимать, что у меня есть история прошлой жизни со всеми представителями фракций. Просто так ее отрезать и отбрасывать нельзя! Сегодня представители Партии регионов не при власти, но вчера они были при власти. И я дважды работал с правительством, которое возглавлял Виктор Янукович. И у меня есть ключевой тезис, который я повторяю последние восемь лет: перед тем, как войти во властный кабинет, подумай, как ты будешь из него выходить.

То есть, вы уже об этом думаете?

Я всегда думаю об этом! Я с уважением отношусь к любой фракции вне зависимости от ее численности и к любому человеку, с которым я раньше работал.

Говорят, что экс-спикер Владимир Литвин вам доказывал, что вы досконально не знаете регламент…

Хочу вам сказать, что разговоры вокруг регламента несколько преувеличены, как и сама роль регламента. Но хочу заметить, что все студенты на юридическом факультете, например, Уголовный кодекс заучивают наизусть, и потому я готов сегодня поспорить по статьям регламента с любым!

То есть вы его уже практически наизусть выучили?

А что же делать? Пришлось. К сожалению, регламент Верховной Рады – подзаконный нормативно-правовой акт, который по юридической силе ниже закона. Согласно п.21 ст. 92 Конституции Украины, организация деятельности Верховной Рады должна определяться исключительно законом. И я как председатель Верховной Рады буду инициировать принятие Закона о регламенте Верховной Рады Украины.

Раньше руководители БЮТ и НУ-НС предлагали отдать часть портфелей в исполнительной власти «регионалам». Эта идея умерла?

Она нелогична. Оппозиция никогда не согласится нести солидарную ответственность с большинством. Раньше или позже оппозиция переходит во власть, и наоборот. Ведь когда ты во власти – чем бы ты ни занимался, ты являешься членом правительства, и будешь нести ответственность за его деятельность. Представители оппозиции должны осуществлять контрольные функции, а те, кто у власти, должны отвечать за ситуацию, имея инструменты влияния.

Когда вашу кандидатуру предложили на пост спикера, вы подчеркивали необходимость экономических реформ. Буде те ли пользоваться правом законодательной инициативы?

Сейчас я как спикер ожидаю, что в течение 30 дней Кабмин, согласно законодательству, подаст программу деятельности правительства на 2008-й год. Как председатель Верховной Рады я обязательно выскажу личное мнение по поводу этой программы. Я – жесткий противник любого популизма. Правительство, если оно хочет долго просуществовать, должно взять ответственность за исполнение тех программных целей, которые оно задекларировало. В том числе и непопулярными методами.

Каковы ваши приоритетные цели во главе Верховной Рады?

Первое – это принятие Закона о бюджете на 2008-й год. Второе: у нас есть ряд законов о льготах, принятых предыдущей Верховной Радой и правительством, которые могут добавить 70 млрд. к бюджету. Их необходимо немедленно рассматривать вместе с бюджетом. Третье – программа деятельности Кабинета Министров. Четвертое – государственная программа социально-экономического развития Украины. Это мои приоритеты на краткосрочную перспективу. Как народный депутат я планирую внести на рассмотрение парламента план законодательной деятельности Верховной Рады Украины, в котором и представлю свое масштабное видение.

Как насчет принятия изменений в Конституцию, о которых говорил президент? Насколько этот вопрос приоритетен?

Он очень важен, но, по моему мнению, при принятии изменений в Конституцию следует руководствоваться несколькими принципами. Во-первых, нельзя изменять Конституцию под ситуацию, чего у нас очень многие желают. Во-вторых, изменения к Конституции – это не секундный процесс. Потому я убежден, что изменения должна разрабатывать конституционная ассамблея или конституционный совет, в которые войдут все – начиная от народных депутатов и заканчивая представителями научной элиты, общественности. После этого должен быть проведен всенародный референдум, а потом – голосование в зале парламента. Не нужно спешить. Ведь действующая Конституции тоже дееспособна, а правовые проблемы можно урегулировать принятием законов и решением Конституционного суда.

В 2005-м году вы единственный из членов «оранжевого» правительства приняли предложение Виктора Пинчука и побывали на экономическом саммите в Давосе, где, как говорят, познакомились с представителями мировой экономической элиты…

Это не так. Я в «мировую экономическую элиту» влился еще в 2003-м, когда познакомился с Аланом Гринспеном, одним из самых старейших председателей Федеральной резервной системы США. У меня даже его фотография есть! Я же тогда работал первым заместителем главы Нацбанка, а мировая экономическая элита – именно в банковской сфере. А то, что Виктор пригласил… Ходит много сплетен, но я, к сожалению, познакомился с Виктором Пинчуком уже после того, как стал министром экономики Украины.

То есть рассказы о выдающейся роли Пинчука в вашей карьере и связях в мире преувеличена?

Можно у Виктора Михайловича спросить. Но это правда, я, к сожалению, с ним познакомился лишь в 2005-м, когда то ли он мне позвонил, то ли я ему.

Почему «к сожалению»?

Если бы я его знал раньше, мы бы вместе сделали много хороших дел. Он, как и вообще украинские бизнесмены (я не люблю слово олигархи), очень изменился ментально по отношению к развитию страны и позиционированию Украины в мире. Хочу отметить, что почти все, и в положительною сторону!

Нынешний состав правительства все оценивают как слабый – родственники депутатов, врач президента, организатор концертов для президента...

Давайте посмотрим, как они сработают.

Вы думаете, состав правительства сильнее, чем кажется на первый взгляд?

Пока я не думаю. Я ожидаю. Сегодня я уже все подумал и сделал.

Как вы оцениваете отношения Украины и России?

Меня волнуют последние тенденции: последние заявления МИД России и слова Путина об истории, языке, церкви …

Это связанно с назначением Тимошенко?

Моя позиция как бывшего министра иностранных дел такова: русофобии, ксенофобии и других фобий и антинастроений я не допущу. Точка. В стенах украинского парламента их не будет.

Но назначение Владимира Огрызко министром иностранных дел – серьезный вызов Москве, вы так не думаете?

Вы видели, что восемь месяцев мы с российской стороной шаг за шагом очень сложно выстраивали личные контакты. Не только с моим тогдашним коллегой Лавровым. Ведь нечасто министры иностранных дел Украины встречались с президентом Российской Федерации. Уверен, министр иностранных дел Украины, кем бы он ни был, не может проводить самостоятельную внешнюю политику. Так, как этого не делал и министр Яценюк. Он должен проводить согласованную политику, которую определяет президент Украины, утверждает Верховная Рада Украины, а исполняет министр иностранных дел.

Вы не думаете, что повторится ситуация 2005-го года, когда отношения между Россией и Украиной практически были заморожены?

Не думаю. Убежден, что так не будет. Как только пойдет «заморозка», сразу разморозим.

«Профиль», N 18, 2007 г.

!-- discarded //-->

Новые досье

Parimatch („Parimatch“ LLP)

Parimatch (ООО "Париматч")

Кацуба Александр

Denys Horbunenko

Горбуненко Денис Владимирович

Atayants Oleg Evgenyevich

Атаянц Олег Евгеньевич

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Азовец Кирилл Беркаль (Кирт): Войну с Россией мы никогда не закончим, если не одержим в ней победу