Сайт о тех, кто влияет на украинскую политику и экономику. Пишите нам: rudenko@rudenko.kiev.ua
ПОИСК 
Citibank предлагает Рудьковскому $7,4 млрд. на дорогу     СОБСТВЕННОСТЬ

Министр транспорта Николай Рудьковский сообщил «i», что ведет переговоры с инвестиционным подразделением Citibank о привлечении $7,4 млрд. на строительство автобана между Луганском и Львовом. Таким образом, определен участок дороги, на котором может быть построена первая в Украине концессионная автомагистраль. Среди следующих приоритетных направлений участки Киев—Львов, Киев—Одесса и Днепропетровск—Одесса. Концессионным способом чиновники обещают также построить кольцевую дорогу вокруг Киева. По предварительным оценкам министерства, создание сети современных автомагистралей обойдется стране в сумму от $20 до 30 млрд.
«Мы рассматриваем разные возможности для концессионного финансирования этого проекта. Возможно, будет создано специальное финансовое учреждение, которое будет привлекать и распределять финансирование»,— поделился министр своим видением механизма концессии. Citibank — не единственная финансовая институция, которая заинтересовалась возможностью кредитовать украинские автобаны. «Сейчас мы ведем консультации с рядом банков о лучших условиях»,— отметил Николай Рудьковский. По информации «i», переговоры о предоставлении займов велись также с Мировым банком, Merill Lynch International и с одним из китайских финансовых учреждений. Последнее выразило готовность предоставить для строительства дороги Луганск—Львов $5 млрд. Впрочем, как сообщил начальник отдела инвестиционной политики «Укравтодора» Виталий Прокопенко, до тех пор, пока не будет доведено до ума украинское концессионное законодательство, четких критериев для отбора банков, которые будут финансировать концессию, нет: «Под нее подпадают все банки категории AA— с ними мы сейчас и работаем».

Однако то, что иностранные кредитные учреждения с интересом смотрят в сторону украинских транспортных проектов, скорее всего, пока не означает, что все они станут участвовать в тендере, когда государство объявит о начале приема заявок. В один голос все инвесторы говорят о том, что окончательное решение они будут принимать лишь после того, как увидят измененный закон о концессиях и закон, оговаривающий условия выкупа государством земель у частных собственников под стратегические объекты. Существующая нормативно-правовая база, регулирующая создание и функционирование концессии для строительства и эксплуатации автодорог, разрабатывалась еще в 1997-2000 годах. За это время было подписано всего два концессионных соглашения — по строительству дорог Львов—Краковец и Львов—Броды. Строительные работы на этих объектах до сих пор не начались, так как концессионеры не смогли привлечь необходимые инвестиции.

Как же будет выглядеть новый закон, пока остается непонятным. «i» выяснили, что проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины об осуществлении концессионной деятельности» вчера обсуждался на заседании комитета по вопросам транспорта и связи, вызвав жаркую дискуссию между представителями депутатского корпуса. По словам члена транспортного комитета, депутата ВР Николая Ковзеля, наиболее спорными оказались положения законопроекта, оговаривающие необходимость выплаты денежной компенсации инвестору со стороны государства в случае недостаточного трафика. Позицию правительства в этом вопросе Николай Рудьковский в беседе с «i» выразил так: «Государство, на мой взгляд, может гарантировать трафик. Например, если в определенный период поступления от эксплуатации дороги будут запланированы на уровне $300 млн., а инвесторы получат только $200 млн., то $100 млн. будет доплачивать госбюджет». Часть же депутатов придерживается мнения, что возмещение государством недополученной прибыли даст концессионерам возможность спекуляции. «Нужно предусмотреть систему, которая бы это исключала,— например, установить датчики, считающие машины»,— считает господин Ковзель. Кроме того, не сходятся во мнении депутаты и относительно необходимости строительства бесплатных дорог параллельно платным автобанам. Законопроект, вынесенный на рассмотрение в первом чтении на сессию ВР, этой нормы не содержит.

«Экономические известия», 16 марта 2007 г.