Сайт о тех, кто влияет на украинскую политику и экономику. Пишите нам: rudenko@rudenko.kiev.ua
ПОИСК 
Все о стратегиях гениальных людей     ПЕРСОНАЛИИ

Если Вы хотите изменить свою жизнь, начните прямо сейчас. Не сомневайтесь в том, что все люди рождены с равными шансами, любой может повлиять на ход своего жизненного сценария. И любой думающий человек способен использовать стратегии известных исторических персонажей, которые коллективное сознание человечества воспринимает как гениев. Всем ищущим, жаждущим самореализации, стремящимся к выразительности, думающим о развитии личности и готовым превратить мастерство в талант, а талант - в гениальность, ПРЕДЛАГАЕТСЯ серия книг «Стратегий»: «Стратегии гениальных мужчин», «Стратегии гениальных женщин», «Стратегии злых гениев».  Серия новых книг, написанная Валентином Бадраком и изданная Издательством «Фолио», являются квинтэссенцией детального анализа около 400 биографий выдающихся исторических личностей, которых принято называть гениями, великими творцами или великими разрушителями.

Книги о гениальных мужчинах и женщинах написаны с учетом анализа работ известных психологов и современных специалистов в области психоанализа и нейро-лингвистического программирования. Из четырех сотен известных исторических имен автор выбрал 27 мужских и 16 женских. Каждая личность сумела оставить после себя направление, влияющее на развитие человеческого общества. Все личности - от Александра Македонского и Юлия Цезаря до Владимира Ленина и Билла Гейтса, - свидетельствует о наличии многих общих черт. Кроме доказательства, что никому гениальность не была дана «от Бога», и что каждый сделал себя сам, самым общим качеством этих людей оказалась способность бросить вызов современникам. Это значит – они обладали независимым мышлением, жили вне жестких рамок, созданных обществом.

В основу третьей книги лег анализ структуры личности десяти портретов известных в истории деструктивных личностей, на которых прослежены основные причины их превращений в разрушителей, убийц, и насильников. Это Калигула, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Екатерина Медичи, Григорий Распутин, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Саддам Хусейн и Усама бин Ладен.

Идея, воля и технологии

Основой гениальности является творческая идея, которая приводится в действие посредством воли. Идея и воля — это стратегические факторы. Одно без другого не работает, потому что без воли невозможно воплотить идею. Именно воля позволяет создать продукт, без которого также не бывает гения. Гении – всегда труженики. Карл Маркс оставил после себя 55 томов, Пабло Пикассо писал по картине едва ли не каждый день, Огюст Роден 50 лет упорно боролся за признание своих скульптур шедеврами, Джеку Лондону 644 раза возвращались рукописи, прежде чем были напечатаны, Мария Кюри стала первой женщиной в мире, дважды получившей Нобелевскую премию. Гении всегда бросали вызов обществу.

 

Но, не меньшую роль в продвижении идей сыграли технологии воздействия на коллективное сознание. Все гении являлись прирожденными «пиарщиками», все они занимались тем, что намеренно оставляли информацию о себе на как можно большем количестве носителей, насыщая мир множеством мифов о себе. В разные времена существовали различные носители информации об этих выдающихся людях, ставшие плодом их работы способом воздействия на мир. Это колонны, статуи, дворцы, каналы, башни. Но также и книги, клипы, диски, даже информация в Интернете. И, наконец, символы, каждый из которых ассоциируется с тем или иным гением. С Цезарем – июль, с Фрейдом – новое учение, с Эйнштейном – теория относительности, с Нобелем – премия, с Гейтсом – программа Windows, с Коко Шанель – маленькое черное платье и духи Chanel №5, с Еленой Блаватской – «Тайная доктрина». Это их визитные карточки.

Каждый из колоритных персонажей истории психологически был готов к переходу своего собственного Рубикона. Но для того, чтобы перейти Рубикон, в большинстве случаев его еще нужно выдумать, создать, удивить новой идеей. А значит – мыслить панорамно, противоречиво и парадоксально. Не в рамках предложенных тестов, а за их пределами. Именно появлению мотиваций поиска идей и их нахождению уделено наибольшее внимание в «Стратегиях». Почти неизвестный скульптор создал человека со сломанным носом и совершенно скандально изваял Бальзака, заставив обратить на себя внимание. Полоумный художник придумал странные костыли, растекающиеся часы и нарисовал мальчика, поедающего крысу. Это сделало его повсеместно известным. Конфликтующий с обществом философ-одиночка причислил преклонение перед придуманной людьми моралью к порокам и возвел обывательщину в категорию, «большую, чем грех». Предсказал, что является для общества динамитом, и действительно взорвал реальность. Изобретатель динамита тоже отличился, организовав премию собственного имени. Другой ученый-практик дал иное представление о причинах неврозов, и после бури скандалов вошел в мир патриархом нового учения. Его ученик, оставивший учителя, дал потомкам архетипы. Мятежная женщина-медиум осознанно выступила против Церкви, а затем объединила восточную и западные религии в резонансной «Тайной доктрине». Борясь с нищенским существованием, отважная полька бросилась в железные объятия радиоактивности, выйдя первой женщиной - дважды лауреатом Нобелевской премии. Другая революционерка выступила против института брака, правда всемирную известность получила за сканированный у эллинов босоногий танец. Еще одна представительница прекрасного пола, как детей, порождала новые идеи от каждого неординарного мужчины, встреченного на своем долгом пути. И маленькое черное платье, и смешанные аксессуары, и слившиеся после смешения запахи и самый известный на свете флакон, стали символами. И ассоциацией с их именами. Этот список бесконечен, но в нем есть один сходный штрих – движение не по стандартной схеме.  

Откуда происходят возмутители спокойствия? Действительно, рецептов гениальности нет. Потому что нельзя, например, запрограммировать раннюю смерть матерей у Бетховена, Ницше, Марии Склодовской-Кюри, Елены Блаватской, Коко Шанель, что создало прецедент глубокой ранней фрустрации и сформировало восприимчивую психику. Невозможно предусмотреть «незаконнорожденность» Леонардо, социальное отторжение Наполеона, Жанны д’Арк, Марка Шагала, Джека Лондона, что подтолкнуло к активным поискам новых форм самовыражения. Не каждому повезет с отцом как Александру Македонскому или Моцарту, которым они вручили нити идеи. И все же для всех и каждого есть свой шанс и свой путь. Но на многие из этих вопросов книги о гениях дадут недвусмысленный ответ.

Знания или формальное образование

Родители рано дезориентированных детей из передачи «Самый умный» осознают свою фатальную ошибку, когда по мере взросления поймут, что гигантский объем поглощенных ими неструктурированных фактов и несвязанных знаний из разных областей неприменим. Потому что вместо выстроенного здания напоминает стопки кирпичей, не перевязанных цементом. Разрозненные, принудительно полученные знания не развивают способности к синтезу. Увлеченность троечника в жизни оказывается гораздо весомее разобщенных устремлений отличника. Ибо сосредоточенность на одном может произвести на свет идею, тогда как желание усвоить все ведет к рассеянности усилий. Ведь вовсе не случайно Билл Гейтс осознанно отказался от Гарвардского университета, а Джек Лондон, не задумываясь, бросил университет, когда за три месяца прошел годичный курс. Невероятного прозрения достигали те, кто осознанно стремился покорить одну область знаний. Тяжелая нужда, неистребимое стремление достичь в жизни большего, выразиться колоритнее, побуждали к активным действиям. Ньютон, Ломоносов, Сорос, Мария Склодовская-Кюри, Брюс Ли получили их в учебных заведениях. Однако сами формировали направления усилий, сужая их до одного ключевого вектора. И Сорбонна Марии Склодовской-Кюри, и Лондонская школа экономики Сороса являются результатом выношенных усилий и продолжительных раздумий о самореализации. А отнюдь не следствием предварительно поглощенного безумного количества разрозненных фактов.

Наиболее действенным путем к идее и к ее реализации во все времена оставалось сосредоточенное самообразование. Профессора приняли Ницше к моменту его окончания университета за равного и отказались экзаменовать, но не из-за добросовестного поглощения предложенных лекций, а вследствие более широкого поиска. Полотнами, скульптурами и созданием замысловатых устройств Леонардо всю жизнь доказывал, что его незнание латинского языка (и, стало быть, формальная принадлежность к невеждам) не является критерием необразованности. Фрейд, получив звание профессора путем множества ухищрений и унижений, вернувшись домой, назвал своих экзаменаторов «ослами», - это была его последняя сделка с теми, кто на формальном уровне определяет вклад в мировую сокровищницу знаний и сдерживает полет мысли.    

 

Когда молодой человек не скован тисками догм, у него появляется возможность основательно оглядеться и спокойно сориентироваться. Крайне редко в этом замешана школа, как в жизни Николая Рериха знаменитый своей свободой лицей Карла Мея. Бывает, что первичные зерна для будущей идеи в виде воспитания-образования закладываются родителями. Неугасимое желание писать и философски осмысливать происходящее у Жан-Поль Сартра сформировал дед. Богатый старик-Нобель нанял для трех своих сыновей лучших русских педагогов, а затем мудро отправил путешествовать по Европе – присмотреться и уловить что-то новое и важное. Цезарь и Македонский, Рерих и Фромм, Эйнштейн и Мария Кюри, Цвейг и Юнг, Вагнер и Ленин получили зерна своих идей от сильного окружения, но развили их путем самостоятельной сосредоточенной учебы, во время которой даже такие выдающиеся учителя как Аристотель и Фрейд не смели навязывать ученикам какие-либо стандарты, рамки и формы.      

Желание подогнать личность под логотип может породить удобного и комфортного для цивилизации невыразительного человека: серого менеджера с резиновой улыбкой, примитивного инженера со знанием своей маленькой ячейки, схематичного преподавателя, говорящего блоками политика средней руки… Выдающиеся качества личности не выращиваются в пробирке.

От творца до разрушителя один шаг

Если великие творцы сосредотачивали усилия на том, чтобы оставить за собой направление, достойное последователей и открывающее путь к развитию личности, позитивному преобразованию мира, то «злые» гении были озабочены уничтожением конкурентов и запоминающимися человечеству актами насилия.

Разрушения и насилие использовались деструктивными личностями для компенсации своей неспособности создать что-либо; отсутствие таланта и воли к саморазвитию восполнялось ими распространением пространства страха. Собственную неспособность к созиданию и любви деструктивные личности прятали под показной демонстрацией заглянуть на запрещенные, табуированные во всех обществах, плоскости бытия. Об этом довольно детально в третьей книге «Стратегии злых гениев».

У гигантских разрушителей, как и у великих творцов, в жизни действовал схожий принцип: оставить информацию о себе. Если творцы оставили после себя учения на книжных носителях информации, статуи и дворцы, наконец, символы, то «злые гении» - ужасы, от которых холодеет сердце. Нерон запомнился миру изощренными убийствами, и в том числе, матери, Чингисхан – опустошенными землями, Иван Грозный – убийствами и насилием, и т.д. Может показаться удивительным, но традиционно разрушители и насильники приковывают больше внимания, чем выдающиеся творцы – в силу воздействия первых на животное начало человека, на инстинкты. В книге объясняются прежде всего причины деструктивных мотиваций, предпосылки «прихода в мир» великих разрушителей, а также их основные технологии, которые привели к распространению их идей в мире.

Главная идея третьей книги связана с намерением продемонстрировать на примерах известных исторических личностей, что область деструктивного (стремление к разрушению, насилию, жестокости) содержится в каждом, без исключения, человеке и является:

- Объединенным продуктом общества и окружения в период формирования личности. Речь о первичном воздействии системы раздражителей - от непосредственных видов убийств и насилия в раннем возрасте Калигулы, Чингисхана, Ивана Грозного или Саддама Хусейна до современных универсальных стимулов в виде беспрерывных демонстраций насилия в фильмах, сексуально окрашенной рекламы, порнографии, что становится доминантой для ряда людей на фоне отсутствия конструктивных идей.

- Активно развивается и распространяется, как вирус, в периоды снижения личностной ответственности; она напрямую связана с ослаблением общества в части морали и нравственных ценностей. Происходит в периоды военных действий, противостояния больших групп людей, революционных изменений систем ценностей, т.е., в моменты, когда все демоническое в человеке безбоязненно высвобождается и прогрессирует. Классические примеры: любая война, действие любой толпы (масс), нравственные революции в Римской империи I века н.э. или в Европе - США конца ХХ.

- Резко набирает силу благодаря тайному или явному поощрению со стороны системы власти, берущей на себя ответственность. Именно в этом кроется глубинная причина появления в истории «злых гениев», ибо они, прежде всего, дали возможность определенной группе людей безнаказанно (легитимно) проявлять все худшие стороны человеческого. Исторические примеры: приближенные Нерона во главе с начальником гвардии Тигеллином, опричники Ивана Грозного во главе с Малютой Скуратовым, «штурмовики» Гитлера, сменяющие друг друга команды НКВД Сталина, палачи Саддама во главе с «химическим Али», тюрьма Абу-Грейб (Ирак времен американского «освобождения»).

- Напрямую связано с сексуальной сферой: многие герои подтверждают психосексуальную основу деструктивности. Калигула «прославился» кровосмесительной связью со всеми тремя сестрами. Иван Грозный раздевал убитые жертвы, выступал откровенным насильником. Воспитанный по женскому типу, Гитлер демонстрировал свою мазохичную природу. Разочарованная в жизни и неспособная любить Екатерина Медичи избивала розгами красоток-придворных и заставляла их вступать в интимную связь со слугами.

Гигантское деструктивное, жажда разрушений и великие творческие порывы человека берут начало из одного источника, жажды ощущения свободы и достижения новой реальности. Асоциальность и направление деятельности на уничтожение окружающего мира вместо развития собственной личности являются главными признаками деструктивности. Безнаказанность – главной предпосылкой.

Третья книга, предназначена, скорее, заблудившемуся в лабиринтах собственной личности, затерявшемуся в ориентирах, а также для тех, кто намеревается воспитывать склонное к творческому поиску и созидательному труду, потомство.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Валентин Бадрак. Двухтомник гениальности