ГО та партії

18 Серпня 2007
Чия передвиборна "цукерка" солодше?

Мы постарались использовать все доступные материалы ПР, БЮТ и НУ—НС — трех лидеров парламентской избирательной кампании, чтобы максимально полно представить их социально-экономические программы. Возможно, кому-то результаты нашего анализа не понравятся. И хорошо, ведь у вас есть время. Мы же не ставим диагноз сразу…

Кушать подано!

Примечательная черта нынешних внеочередных парламентских выборов — лидеры партий и блоков всячески избегают возможности посоревноваться в одной аудитории. С чего бы это? В понедельник, 13 августа, Совет конкурентоспособности Украины предоставил такую возможность представителям Партии регионов, «Нашей Украины» с «Народной самообороной» и БЮТ. Но в итоге получился трехчасовой бенефис Юлии Тимошенко, выступившей с проектом Национальной стратегии развития страны «Украинский прорыв».

На следующий день, во вторник, стартовала разъяснительная кампания Партии регионов. Ее лидеры Раиса Богатырева и Борис Колесников рассказали журналистам о рисках и перспективах демографической ситуации в стране и о предлагаемых партией власти мерах, являющихся, безусловно, сильным козырем партийной программы «Стабильность и благосостояние». А в пятницу антикоррупционную программу Кабмина представил Александр Кузьмук (чтобы усилить впечатление о чистоте помыслов, рядом с Александ­ром Ивановичем следовало бы усадить крымского спикера и вице-премьера Клюева).

Всего пресс-конференций по разъяснению «программы партии» намечается шесть, что ни по темпам, ни по почерку не похоже на «штурм и натиск» БЮТ. Судя по всему, работа «регионалов» с общественностью будет неспешной. А информация — строго дозированной, но обильно сдобренной деликатесами, которыми угощают журналистов на фуршетах.

Что приготовили и как будут подавать нашеукраинцы с «самбистами», пока вопрос. Обещано, что презентация программы состоится на следующей неделе. Однако присутствие на сайте НУ—НС комментариев известного в прошлом украинского экономиста Владимира Ланового позволяет предположить, что к скупым, но довольно реалистичным тезисам предвыборной программы «Для людей — а не для политиков!», а также социальным предложениям президента добавится и ложка-другая экономической экзотики.

Как все будет, мы по возможности расскажем в следующих номерах. А пока постарались использовать все доступные материалы ПР, БЮТ и НУ—НС — трех лидеров парламентской избирательной кампании, чтобы максимально полно представить их социально-экономические программы. Возможно, кому-то результаты нашего анализа не понравятся. И хорошо, ведь у вас есть время. Мы же не ставим диагноз сразу…

Национальная стратегия развития «Украинский прорыв: к справедливой и конкурентоспособной стране» от блока Юлии Тимошенко содержит 319 страниц текста. Ее интернет-представление — всего четыре страницы. Примерно столько же — программы блока «Наша Украина — Народная самооборона» под завлекательным названием «Для людей — а не для политиков!» и Партии регионов (она открывается нейтральным слоганом «Стабильность и благосостояние»). Разница в том, что НУ—НС и ПР представили свои программы именно как предвыборные. А БЮТ позиционирует свою, ни много ни мало, как «дороговказ для країни в ХХI столітті». И представил ее первый рабочий проект.

К началу выборов, а уж тем более после них вышеуказанные программы партий и блоков могут измениться. В некоторых случаях — кардинально. К примеру, на смену сладенько-непритязательной программе Партии регио­нов может прийти не афишируемый пока документ, подготовленный западными специалистами по заказу фонда Рината Ахметова. Те, кто его читал, нашли много непопулярных мер. И хоть критики и говорят, что документ является пересказом программы, написанной для нашей соседки Турции, стратегия «от Ах­метова», по информации «ЗН», уже получила восторженные отзывы премьера и похвалу президента.

Мы оставляем за рамками статьи те аспекты партийных программ и концепций, которые носят политический характер. На время абстрагируемся от лозунгов о необходимости создания «подотчетного гражданам правового государства» (НУ—НС), о регионах как «духовной сокровищнице Украины» или втором государственном языке (понятно, чье). Сосредоточимся на десятке более-менее схожих социально-экономических задач. Причем, задач прикладных (то есть без сентенций о ВТО, ЕС и т.д.). Даже в представленной таблице  вы увидите различия. Хотя таблица эта не претендует на полноту: мы выбирали самое существенное и интересное...

Необходим прорыв

В принципе, идея довольно привлекательная.

Если припоминаете, начинали мы с тотального дефицита товаров, гиперинфляции, массовых многомесячных задержек пенсий и выплаты зарплат сервизами да шинами. Преодоление именно этих «приоритетов» фигурировало в предвыборных программах середины и конца 90-х. А также вожделенное возобновление экономического роста.

Но по мере выравнивания экономической ситуации все нетерпимее становится половинчатость мер и декларативность «десяти шагов» и иже с ними. Внутренний голос подсказывает, что если завтра, прямо с утреца, реально не рванем вперед, сметая на пути грязь и косность, то Украине еще долгие годы предстоит занимать последние строчки в мировых рейтингах социально-экономического развития.

Однако зададимся вопросом — а возможен ли прорыв на 12 направлениях?

Если, не дай бог, прорвет трубо­провод — наверное. Если же речь о трансформационных процессах в обществе, ответ отрицательный. Даже неспециалисту в области теории управления известно, что одномоментное полагание более пяти целей — это практически стопроцентная гарантия недостижения результата ни по одной из них.

По-видимому, политтехнологов ведущих партий это не расстраивает. Они действуют «широкозахватными» методами, пытаясь привлечь на сторону той или иной силы побольше электората. Поэтому в предвыборной программе ПР «Стабильность и благосостояние» мы находим два основных блока («Социальный успех» и «Украина — успешная страна!») и 11 подпунктов. В программе НУ—НС «Для людей — а не для политиков!» поставлены восемь основных задач. А в бютовской программе стратегического развития «Украинский прорыв: к справедливой и конкурентоспособной Украине» обнаруживаются аж 12 линий прорыва.

Прыжки в социальную высоту

Как следует из программ, прорываться будем прежде всего в социальном направлении. Социалки столько, что даже программы априори правых партий напоминают «левый марш».

В президентских «Социальных инициативах» (см. «ЗН», № 25 за 30 июня с.г.), щедро положенных в основу предвыборной программы НУ—НС, примерно три четверти прироста доходов бюджета 2007 года по сравнению с бюджетом-2006 предлагалось направить на помощь при рождении ребенка, повышение зарплат, стипендий и прочие благие цели. Но ведь и Партия регионов, в чрезмерных социальных пристрастиях прежде не замеченная, почти не отстает! Только пропорция 2:1. По словам Бориса Колесникова, который в этот вторник совместно с Раисой Богатыревой презентовал социально-демографическую часть предвыборной программы «регионалов», из 30 млрд. грн. дополнительных доходов бюджета примерно 20 млрд. прямиком отправятся на подъем социалки.

Точных пропорций в многосотстраничном проекте программы БЮТ мы не нашли. Но, судя по интонации документа, обильно приправленного идеей солидаризма и ориентированного на удовлетворение запросов различных электоральных масс, акцент на социалку будет не меньшим, а возможно, даже большим. Чего стоит, скажем, предложение поднять среднюю пенсию до 80—90% средней зар­платы! 80—90% — уровень, приятный для избирателя, но запредельный для специалиста. В мире о-очень хорошим коэффициентом замещения считаются 70% (с учетом выплат из негосударственных пенсионных фондов). А уж чтоб 80 или 90%, да еще при нашей демографической структуре, да при фактически полуторауровневой пенсионной системе… «Ні, синку, це фантастика!»

Любопытно, в проекте стратегии БЮТ, чей лидер сегодня исповедует солидаризм, содержится пункт о… постепенной ликвидации солидарной пенсионной системы и переносе финансирования выплат базовых пенсий на бюджет. При широком развитии системы обязательной накопительной (что-то наподобие довольно проблемного, как оказалось на поверку, варианта казахстанской пенсионной реформы). Впрочем, не будем строги: стратегию наверняка писало очень много людей, и об этой конкретной нестыковке Юлию Владимировну, наверное, просто забыли предупредить.

Итак, пенсионерам, получившим солидное вспомоществование до и после выборов-2004, на нынешних досрочных парламентских выборах не так уж много светит. Может, потому, что в партийных штабах сочли тему «отработанной». Может, наконец, пришло осознание неподъемности масштаба ресурсов, которые минимально необходимы для серьезного повышения пенсий 14 млн. человек. Теперь предвыборной «фишкой» станет помощь семьям с новорожденными. Необходимый ресурс, даже по самой щедрой на сегодняшний день версии «регионалов», предлагающих установить доплаты семьям (без учета совокупного дохода!) вплоть до достижения ребенком 18-летнего возраста, — 2 млрд. грн. Не слишком дорого, но, как считают лидеры ПР, системно и комплексно.

Как далеко мы зайдем? В июне, по горячим следам президентских социальных инициатив, «ЗН» писало, что теоретически страна может платить за каждого младенца и по 100 тыс. гривен. Имея в виду ну очень отдаленную перспективу, к которой страна, возможно, никогда и не приблизится. Но прошло всего полтора месяца — и стало ясно, что рубеж в 100 тыс. если не к концу нынешнего года, то к моменту старта президентской кампании-2009 будет безусловно достигнут.

Уже в августе 2007-го две политические силы перешагнули психологический барьер в 50 тыс. грн. помощи при рождении третьего ребенка. Речь идет о ПР и БЮТ. Последний, правда, сделал это не в официальной программе, а в презентованном в понедельник проекте «Украинского прорыва». НУ—НС пока отстает, но отставание, вероятно, временное.

В своих «детских» идеях «Регионы» зашли дальше всех, проведя нынешнего новорожденного через отрочество, студенчество к первому рабочему месту и даже к первой квартире (!). Правда, к радости всех партий, немало потоптавшихся по ниве улучшения жилищных условий украинцев, как именно будет предоставляться жилье — загадка. Формат предвыборной программы не позволяет подробно осветить механизмы, чтобы читатель запомнил, а после выборов, глядишь, и спросил за невыполнение обещаний…

А может, пора вернуть все с головы на ноги? И козе понятно, что ни 50 тыс. гривен помощи от государства при рождении ребенка, ни ежемесячные 100—200 грн. «на прокорм» вопроса в принципе не решают. Да, этим деньгам будут счастливы молодые родители в маленьких депрессивных городках и на селе, где нет нормально оплачиваемой работы, не создана современная инфраструктура, в упадке школа и больница. Но не может считаться цивилизованной страна, в которой фонд оплаты труда в отдельные периоды меньше, чем объем социальных выплат!

Что лучше — рыба или удочка? Цивилизованные страны решают дилемму в пользу удочки. Эксперты призывают к этому и Украину. Дескать, молодым (и не очень) родителям необходима не развращающая и отнимающая стимулы к труду и карьерному росту подачка в виде «детских», а возможность нормально работать и получать хорошую зарплату. В том числе чтобы обеспечивать своих чад.

Увы… Мы не случайно сохранили в таблице полупустой раздел «Зарплата»: как ни прискорбно, идейного потенциала трех мощнейших политических сил Украины хватило лишь на то, чтобы обрисовать новый уровень «минималки» да восстановление тарифной сетки. Несмотря на заклинания о достойном вознаграждении за труд, весьма революционные обещания лидера БЮТ сделать так, что часть прибыли предприятий будет распределяться среди наемных работников, заниматься реформой заработной платы и созданием действительно хорошо оплачиваемых рабочих мест в Украине по-прежнему не собираются. Это ли ответственная политика, это ли курс на приобщение страны к общеевропейским ценностям?

Небольшое отступление. Мафия бессмертна?

У проблемы есть и другая сторона, тесно связанная с судебной и регуляторной реформами, а также с уважением к закону в целом. Даже люди, зарабатывающие по украинским меркам неплохие деньги, вынуждены их не за понюшку табака отдавать для получения всяческих разрешений, умасливания контролирующих инстанций, регулирования «отношений» с пожарными, налоговой, санэпидстанцией и т.д. Оброк растет — усиливается неуверенность в завтрашнем и послезавтрашнем дне. А может, плюнуть на весь этот бизнес и попробовать себя на новом месте, в другой стране, оставив несовершеннолетних отпрысков на попечение престарелых родителей?

«Неуклонное выполнение законов сократит объем «теневой» политики и экономики, будет способствовать преодолению коррупции в обществе», — сдержанно обещает программа Партии регионов. «Создадим антикоррупционное бюро, которое проверит соответствие расходов высших должностных лиц задекларированным доходам», — заверяют «Наша Украина» с «Народной самообороной».

Громче всех и больше всех о коррупции кричит БЮТ. «Уровень коррупции достиг своей высшей точки. Коррупция, согласно анкетным опросам, присутствует во всех органах власти… Коррупция является не только главной причиной бедности в стране, но и препятствием для ее преодоления. В конечном итоге коррупция может угрожать существованию самой нации»…

На 12 страницах разработчики стратегии «Украинского прорыва» описывают все возможные механизмы борьбы с этим разъедающим государство злом. В новом составе законодательного органа БЮТ обязуется проводить решительную борьбу с коррупцией. А почему бы, задаемся мы вопросом, не начать уже сейчас — например, с «просветления» ситуации в тендерных закупках за государственные средства? Не?

У нас конкретное предложение к регионалам, социалистам, коммунистам, нашеукраинцам и прежде всего к БЮТ — незамедлительно вывести из избирательных списков тех лиц, которые активно продвигали принятие коррупционно опасных изменений к закону о госзакупках и причастны к созданию тендерных схем, наносящих многомиллиардные убытки бюджету и предприятиям. Фамилии известны — достаточно заглянуть в последние публикации, которыми пестрит украинский Интернет.

Слабо? Тогда зачем вешать всей стране на уши лапшу о необходимости «формирования политической воли для борьбы с коррупцией»? Тогда, господа, ваше призвание — не на жизнь, а насмерть бороться с коррупцией на уровне ЖЭКов и управдомов. Или внедрять «действенную систему патриотического, морально-психологического и культурно-эстетического воспитания работников правоохранительных органов» (из раздела «Антикоррупционный прорыв» проекта бютовской стратегии).

Раки и Щуки

А теперь предлагаем еще раз взглянуть на помещенную в этом номере таблицу. Пальцев одной руки достаточно, чтобы перечислить пункты социально-экономической политики, по которым позиции трех ведущих политических сил совпадают. Заметьте, среди них нет крайне левых — все силы тяготеют к центру и правому спектру.

То, что наши политики не умеют и не хотят друг друга слушать, умудряются беспрестанно поливать друг друга грязью не только в дискуссионных программах типа «Свободы слова», но даже в новостных, стало уже фирменным знаком Украины. Но сейчас мы не о международном имидже и не об иностранных инвестициях, которые в таких условиях если не чахнут, то и не прирастают в должном объеме. Экономическая политика утрачивает преемственность, предприниматели — перспективу. И это, пожалуй, пострашнее, чем данной политики полное отсутствие.

Примеры? Сколько угодно. Коалиция под предводительством Партии регионов заканчивает разработку Налогового кодекса. Как бы ни относились к нему некоторые эксперты, как бы ни критиковали, но дело близится к завершению, и парламент шестого созыва, скорее всего, уже осенью получит проект для рассмотрения. Однако можно ли надеться на принятие кодекса, условно говоря, регионалов?

Парламентская фракция БЮТ (а таковая в ВР неизбежно будет) в лице Юлии Тимошенко категорически против НДС и за введение налога с оборота, идея которого обсуждается вот уже десятилетие. Как к этому относятся Пинзеник с Терехиным, можно, наверное, и не комментировать.

НУ—НС ратует за простые и понятные правила налогообложения (а сейчас они и не простые, и не понятные), за резкое сокращение налоговых льгот, в том числе в свободных экономических зонах, и за коррупционно устойчивую систему уплаты НДС. Но у НУ—НС в «заначке» еще и Налоговый кодекс Катеринчука, с которым даже многие однопартийцы не согласны…

Какой в итоге окажется конфигурация важнейшего для страны налогового документа, сейчас не в состоянии предугадать никто. Будет ли когда-нибудь в Украине такой кодекс вообще? А может, его станут переписывать после каждых выборов — очередных или досрочных? С нашими Лебедями, Раками и Щуками станется.

Политически озабоченный гражданин может сказать — да Бог с ним, с кодексом, лишь бы в стране честные выборы прошли. Гражданину vulgaris (не обижайтесь, пожалуйста!) уже в печенках сидит вся эта склока и неопределенность. Не для того он худо-бедно платит налоги, чтобы наша политическая братия швыряла экономику то вправо, то влево и по примеру салтыков-щедринских самодуров устанавливала порой дичайшие правила игры. Но повлиять на исход нынешних выборов гражданин не может. А значит, и на деятельность будущего парламента. Причина тому — закрытые списки и всевластье партий, утонувших в демагогии и оторвавшихся от людей.

Пока партии не очистятся, а их функционеры не научатся наконец слушать друг друга и сотрудничать, никакая вменяемая долгосрочная социально-экономическая политика в стране не появится. Так и будем шарахаться от инновационно-инвестиционных ориентиров к ориентирам социальным и назад. Ликвидировать, затем восстанавливать свободные экономические зоны, чтобы снова ликвидировать. И печально известный негосударственный пенсионный фонд бюджетников то возникнет, как Феникс из пепла, то исчезнет…

Что же касается энергетики, то в отношении этой отрасли позиция правительств и политических сил меняется просто со скоростью ветра. То мы строим нефтепровод и кричим, что как только построим, нефть сама по нему потечет. Потом оказывается, что труба никому, кроме нас самих, не нужна. В результате вместо диверсификации нефтепоставок еще больше попадаем в зависимость от россиян.

То сначала продаем свои лучшие нефтеперерабатывающие заводы опять же россиянам, потом выясняется, что надо пару-тройку строить заново, чтобы хоть как-то влиять на отечественный рынок нефтепродуктов и цены на топливо. Продаем за копейки (как для таких компаний и объектов) облгазы и облэнерго. А потом удивляемся, что те, оказавшись в пучине денежных потоков, не хотят рассчитываться с генерирующими компаниями и газопоставщиками.

«Вручаем ключи» от внутреннего рынка газа, а потом удивляемся, что какой-то вдруг оказавшийся монополистом трейдер диктует нам свои условия газопоставок и цены. Да, отработавший свое лоббист «РосУкрЭнерго» Ивченко не попадает в список НУ—НС, зато около десяти лоббистов компании попадают в список прявящей партии — ПР.

Да что там большая политика! При таком механизме реализации власти в стране вряд ли удастся реализовать даже самые простые и понятные для человека меры, как-то преодоление детского курения, массовой рекламы алкогольных и табачных изделий (НУ— НС). Или же положить конец уничтожению парков и скверов в городах.

Помогут ли тогда даже 50 тыс. грн. на третьего ребенка в деле борьбы с депопуляцией? Детям, как и цветам, нужна здоровая среда обитания. В гнилостной атмосфере они задыхаются. Это взрослые притерпелись…

"Зеркало недели", 18 августа 2007 г.

Нові досьє

Parimatch (Parimatch LLC)

Parimatch (ТОВ «Паріматч»)

Кацуба Олександр

Denis Gorbunenko

Горбуненко Денис Володимирович

Atayants Oleg Evgenyevich

Атаянц Олег Євгенович

Вадим Машуров. Все о карьере и бизнесе

Vadim Mashurov. All about career and business

Азовець Кирило Беркаль (Кірт): Війну з Росією ми ніколи не закінчимо, якщо не здобудемо у ній перемогу