Сайт о тех, кто влияет на украинскую политику и экономику. Пишите нам: rudenko@rudenko.kiev.ua
ПОИСК 
Ирина Бережная: «Президент может рассчитывать на поддержку Партии регионов»     ИНТЕРВЬЮ

О том, что еще готовит Партия регионов своим оппонентам, о работе со спикером Арсением Яценюком и будущих законодательных инициативах рассказала газете «СЕЙЧАС» народный депутат, член фракции ПР Ирина Бережная, более известная украинцам как независимый нотариус проекта «Танцы со звездами».

- Легкая жизнь Вашей политсиле с Премьер-министром Юлией Тимошенко точно не светит... Партия регионов уже определилась с тактикой действий в оппозиции ?
- Без политических оппонентов невозможно существование нормальной политической системы. Политическое противостояние, которое не выходит за рамки закона и здравого смысла, то есть конструктивная дискуссия, нужны обществу. Если этого не будет, мы жестко, но в рамках Закона, будем бороться за реализацию своих идей и требовать от власти решения проблем страны, в том числе в части обещаний, которые даны нами избирателям.

- Будет ли Партия регионов и далее проводить политику, лояльную по отношению к Президенту Виктору Ющенко? Начнется ли президентская кампания Виктора Януковича? Какие у него шансы?

- Отношение Партии регионов к Виктору Ющенко всегда было и остается исключительно как к Президенту, гаранту Конституции. Действуя в рамках закона и Конституции, он может рассчитывать на поддержку нашей политической силы. Если же Президент будет нарушать Основной закон, пытаться его изменить под свои интересы, продолжать «странную» политику по отношению к судебной власти и Конституционному Суду – ни о какой политической поддержке с нашей стороны речи быть не может.

- Удастся ли, на Ваш взгляд, спикеру Арсению Яценюку наладить конструктивную работу между оппозицией и коалицией?
- Ему предстоит очень тяжелая работа. Пока он создает впечатление человека адекватного и способного услышать обе стороны. Партия регионов четко заявила: если законы и Регламент Председатель Верховной Рады будет соблюдать, то мы настроены на конструктивную работу при спикерстве Яценюка. Однако считаю, что для спикера просто недопустимым является недавняя демонстрация неуважения к основополагающему документу для парламента – Регламенту, которую допустил Яценюк, назвав его «подзаконным нормативным актом, в системе нормативно-правовых актов находящегося на уровне министерских инструкций» и «неконституционной процедурой». Ни в одной из цивилизованных стран мира невозможно даже представить такое заявление спикера.

- Как Вы относитесь к введению императивного мандата?
- Я категорически против императивного мандата, поскольку он превращает депутатов в «статистов», в «политкрепостных», которые никогда не будут играть никакой самостоятельной роли в политическом процессе, так как принимать решения будут партийные лидеры единолично.

На самом деле можно только поразиться безграмотности, а может, просто цинизму политиков, которые настаивают на этой норме, поскольку они же кричат о движении в Европу. Хотелось бы им напомнить, что, к примеру, Конституция Франции абсолютно четко формулирует неприемлемость императивного мандата и гарантирует каждому депутату право свободного голосования, то есть он может голосовать не так, как голосует большинство его однопартийцев. Аналогичные нормы есть в других европейских конституциях. А практика императивного мандата существует, например, в Нигерии, в Северной Корее и подобных, скажем так, не самых демократических странах. Говоря в целом, те, кто ратует за императивный мандат в Украине и одновременно утверждает, что движется в Европу, видимо, географически дезориентированы.

- О судебной реформе сегодня много говорят, спорят. Ваше мнение о том, как деполитизировать эту проблему?

- Пропрезидентские политики утверждают, что судебная реформа у нас идет достаточно давно. Вы, наверное, помните, что уже прошла так называемая малая судебная реформа – ею очень гордится Президент. Фактически же все ограничилось созданием админсудов. Видимо, реформа оказалась настолько «малой», что эффективности от нее мы ожидаем до сих пор.

К примеру, на рассмотрении в Верховном Суде в среднем находится 400 тыс. дел. И ежедневно поступает больше дел, чем рассматривается. Работают 95 судей. Так сколько же должно пройти времени, пока конкретный человек дождется решения по своему делу?

Президент Ющенко не раз высказывал неуважение к суду. Я считаю недопустимым, когда глава государства и приближенные к нему лица, избегая конкретики, год за годом спекулируют разговорами о коррупции в судах, непрофессионализме судей, их низких моральных качествах, бесконтрольности. Что это как не прямое уничтожение судебной власти? Как таковой имидж судебной системы окончательно испорчен. Конфликт, возникший с Высшим советом юстиции, еще больше подогревает ситуацию.

И только в силах законодателей исправить ситуацию. А для этого нужна планомерная, кропотливая работа. В целом существуют три ключевых вопроса, требующих немедленного решения: несогласованность процессуального законодательства; профессиональный кадровый подбор на должности судей; финансирование судебной деятельности.

Не следует забывать и о том, что если все же реформа судейских кадров произойдет, то она займет много времени. И у власти может возникнуть непреодолимый соблазн «подчистить» судейский корпус под себя, прежде чем пускать его в «самостоятельное плавание».

- Большинство украинцев знают о Вас благодаря проекту «Танцы со звездами». Когда Вы приняли решение идти в политику? Насколько это было возможно, если бы не проект?
- «Танцы со звездами» – один из наиболее популярных проектов за всю историю украинского телевидения. Поэтому вполне логично, что люди, так или иначе причастные к нему, стали известными. Телеканал «1+1» являлся моим давним клиентом как нотариуса, поэтому после первых «Танцев», когда продюсеры столкнулись с обвинениями в предвзятости голосования, было принято решение пригласить в проект нотариуса как гаранта достоверности их результатов. Участие в проекте - это не только незабываемые эмоции и ощущения, но и уникальная возможность сделать свою профессию нотариуса публичной.

Решение о смене сферы профессиональной деятельности – это ответственный шаг, и дался он мне нелегко. Но я профессиональный юрист, а именно юристы больше всего подготовлены к работе в парламенте.

- С каких проектов начнете законотворческую деятельность?

- Сейчас необходимо принципиальное решение о немедленном законодательном реформировании системы нотариата, причем обязательно с учетом мнения самих нотариусов. Именно в этой сфере я планирую реализовать свои первые законодательные инициативы.

Мы ожидаем закон о нотариате уже много лет, ведь до сих пор функционирует Закон 1993 года! Сколько лет государственные нотариусы фактически «сидят на чемоданах», ведь их правовой статус просто не определен. Ни в одной цивилизованной стране мира нет разделения нотариусов на государственных и частных. Это просто правовой нонсенс.

Мало того, что законодатель не прогнозирует последствий постоянных и, надо сказать, непродуманных изменений, он еще порой о них и забывает. Чего стоит введение нового для нотариуса статуса налогового агента по сделкам с недвижимостью. Сколько раз сами нотариусы заявляли, что это не их функции! Они ведь не экономисты, а в статусе налогового агента нотариус обязан отвечать материально за правильность начисления и уплаты налога при совершении сделок по продаже недвижимости. Это не только увеличивает сроки оформления сделки, но и повышает стоимость услуг нотариуса для обычных граждан. В итоге от подобных новшеств страдают только простые люди.

Реформировать нужно комплексно и судебную систему, и систему адвокатуры, и правоохранительные органы. Как в Украине обстоят дела с правосудием, думаю, хорошо известно всем. Можно бесконечно говорить о евроинтеграции, но если простому гражданину в этом государстве невозможно найти справедливость, то о каких европерспективах да и вообще перспективах такого государства может идти речь?

«Сейчас», 27 декабря 2007 г.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Партия регионов Украины